Главная » Статьи » Заявление

Образец написания грантов

Достаточно трудно найти грант, не говоря уже о том, чтобы понять, насколько он подходит для вашего текущего проекта, считают блоггеры Nofilmschool. Перечисленные ниже гранты, семинары и программы поддержки отличаются дедлайнами с февраля по май. Среди них также есть несколько программ с нефиксированными дедлайнами.

Документальные фильмы

В мире документалистики предпочтение отдается фильмам, освещающим актуальные проблемы нашего времени. Но грантодатели очерчивают широкий круг этих проблем. Проекты о животных, жизнь Юга Америки или международные совместные производства - для всего найдется свой грант, и раскрытие сюжетов идет полным ходом.

Грант объединенного фонда Bertha BRITDOC

Совместная инициатива фундаций Bertha Foundation и BRITDOC открыла первый европейский фонд для кинематографистов с просветительскими проектами.

Этот фонд финансирует интеллектуальные, стратегические просветительские проекты по созданию амбициозных независимых документальных фильмов, в основе которых лежат социальные проблемы фильмам, способствующим настоящим переменам на местном, региональном или глобальном уровнях.

Грант фонда IDFA Bertha Fund

Грант крупнейшего и самого престижного документального кинофестиваля IDFA могут получить соискатели, представив международный фильм.

IDFA Bertha Fund это единственный фонд в мире, предназначенный исключительно для содействия и укрепления креативного документального сектора в Африке, Азии, Латинской Америке, на Среднем Востоке и в Восточной Европе. Фонд финансирует новые креативные документальные проекты, которые можно подать на конкурс на этапе разработки, производства и пост-продакшн.

Фонд документальной журналистики Bertha BRITDOC

Этот новый фонд предлагает документалистам всех стран гранты и инвестиции на общую сумму £10 000 - 50 000.

Фундация BRITDOC поддерживает проекты на пересечении кинематографа и журналистских расследований, которые освещают острые проблемы нашего времени, разоблачают несправедливость, обращают внимание на подвергшиеся цензуре случаи и ранее не освещенные аспекты жизни.

Дедлайн не определен. Подробности

Художественные и игровые фильмы

Поскольку художественные фильмы это традиционная область для инвесторов, существует множество грантов и программ для поддержки кинематографистов с многообещающими карьерами и проектами. Этой весной грантодатели предлагают множество возможностей проявить себя как телережиссер или представить свои фильмы европейским дистрибьюторам.

Стипендия Fast Track организации независимых кинематографистов Film Independent

Эта трехдневная программа создана для многообещающих кинопроизводителей, которые ищут финансирование для своих фильмов.

Fast Track проходит во время лос-анджелесского кинофестиваля. На протяжении трех дней интенсивных встреч Fast Track объединяет кинематографистов и инвесторов, производственные компании, а также других профессионалов отрасли. Участники Fast Track также могут подать заявления на получения производственного гранта в $15 000, который предоставляет Фундация Альфреда П. Слоана (Alfred P. Sloan Foundation) или стипендии в $10 000 от Millenium Entertainment.

Дедлайн 24 февраля. Подробности

Фонд Хуберта Балса

Инициатива от престижного Международного Роттердамского кинофестиваля предназначена для финансирования работы кинематографистов из развивающихся стран с грантами от &euro10.000 до &euro20.000.

Фонд Хуберта Балса (Hubert Bals Fund) был создан, чтобы помочь новаторским и талантливым кинематографистам из Африки, Азии, Латинской Америки, Среднего Востока и Восточной Европы завершить свои художественные фильмы.

Гранты фонда Women In Film/Netflix

Организация женщин-кинематографистов предоставляет крупные гранты на завершение фильмов, посвященных проблемам женщин.

Соискательницы могут получить гранты наличностью и необходимые производственные сервисы для завершения фильмов, чья тематика соответствует установленным критериям: быть сделанными женщинами, быть про женщин и для женщин. Незаконченные работы рассматриваются специальным жюри из профессионалов Women In Film.

Дедлайн: конкурс начинается в марте. Подробности

Грант Роя Дина организации Heart Productions

Грант Роя Дина (Roy Dean Grant) предоставит сервисы и продукты на сумму более $30 000 для короткометражных, документальных и художественных фильмов с бюджетом менее $500 000.

Фонд финансирует интересные истории о мало раскрытых явлениях, исторические фильмы и фильмы, которые трогают сердца. Предпочтение отдается фильмам, которые освещают и разоблачают важную информацию, а также фильмам про неизвестных, но интересных людей.

Дедлайн: 30 апреля. Подробности

Краудфандинг-грант Nextpix/Firstpix

Организации Nextpix/Firstpix предоставит грант фильмам с бюджетом менее $250 000, которые являются первой или второй работой режиссера, осуществляющего сбор средств (краудфандинг) для финансирования своего фильма.

Вместо финансирования по предварительно утвержденному циклу, Nextpix/Firstpix будет принимать заявки на любой фильм, для финансирования которого проводится сбор средств, на протяжении года. Срок рассмотрения заявки - 30 дней. Фильм должен иметь позитивную гуманистическую идею.

Дедлайн: не определен. Подробности

Грант Creative District

Creative District - это новый стартап. Его цель - создать сетевую платформу по типу LinkedIn для кинематографистов, выдавая по $ 5 000 ежемесячно на избранные игровые или короткометражные фильмы.

Миссия этой организации - способствовать работе кино- и медиа-производителей. Проект на любом этапе готовности может получить пятитысячный грант.

Дедлайн: не определен. Подробности

Написание сценариев

Стипендия Николла (Nicholl Fellowship) на написание сценария

Американская Академия кинематографических искусств и наук проводит международный конкурс сценаристов для поиска новых талантов.

Каждый год в рамках конкурса выдаются стипендии в размере до $35 000. Получившие стипендию соискатели должны написать, по крайней мере, один оригинальный сценарий к художественному фильму на протяжении года.

Дедлайн: 28 февраля (ранний дедлайн). Подробности

Конкурс сценаристов Slamdance

Эта конкурсная программа рассматривает работы в четырех категориях и присуждает награды трем самым лучшим работам в каждой из них. Кроме того, победитель может получить большой приз. Также на каждую работу будет написан отзыв.

Конкурс сценаристов Slamdance предназначен для поиска и поддержки новых писательских талантов. Мы приветствуем сценарии в любом жанре, на любую тему, с любой точки мира.

Дедлайн: 8 апреля (ранний дедлайн). Подробности

Семинар Sundance Screenwriters Lab

Sundance Screenwriters Lab это не только пятидневный семинар для сценаристов. Отобранные на нем сценарии будут участвовать в семинаре для режиссеров Sundance Director&rsquos Lab. Также это возможность получить множество грантов Sundance.

С помощью индивидуальных занятий с креативными консультантами участники погружаются в насыщенный творческий процесс. Они получают необходимые уроки мастерства, а также средства для основательного изучения своего писательского материала.

Дедлайн для международных соискателей 15 августа. Подробности

Семинар для сценаристов Film Independent

Это пятинедельный семинар в Лос-Анджелесе, во время которого писатели работают над своими сценариями два-три вечера в неделю.

Данный семинар разработан, чтобы помочь писателям улучшить свои навыки, разработать свой собственный стиль и перенести свои поточные проекты на новый уровень. На протяжении мероприятия участники получают отзывы на свои сценарии от руководителя семинара, независимых консультантов и других писателей, участвующих в программе.

Мы надеемся, что этот список поможет воплотить ваши планы в жизнь! Если у вас есть информация о еще каких-либо грантах/программах, пишите нам или оставляйте комментарий ниже.

Образец заявки на грант

Госпоже Лене Янг

Директору CAF – Россия

Москва, ул. Елизаровой, 10

Уважаемая госпожа Янг

Благотворительный Фонд "Душа человека" просит Вас рассмотреть просьбу о выделении гранта проведение тренингов для членов Московского Клубного Дома и персонала Фонда. Тренинг будет проводить с 17 августа 1994 по 2 сентября 1994 Карин Гортен (Carin Kahe Gortan) из Клубного Дома SCHWALBENNEST (Мюнхен, Германия). Она член Мюнхенского Клубного Дома и профессиональный специалист по компьютерной технике. Тренинг будет проводиться в трех направлениях:

• Работа "офисного юнита" Клубного Дома (КД) - организация совместной работы членов КД и социальных работников

• Компьютерный тренинг для персонала - обучение работе со специальной статистической программой, которая дает возможность оперативно оценивать эффективность работы КД и "включенность" членов КД (душевнобольных) в реабилитационный процесс

• Компьютерный тренинг для членов КД и персонала - обучение работе с DOS, Microsoft Word, оперативной средой Windows, Word for Windows, с базами данных.

С уважением,

Алексей Бодунген, Фандрайзинг-директор БФ "Душа человека"

Приложения:

1. Заявка на грант

2. Финансовый отчет БФ "Душа человека" за 1993 год.

3. Информация о БФ "Душа человека" и о проекте "Московский Клубный Дом"

4. Статья в газете "The Moscow Times" July 6, 1994

АННОТАЦИЯ ЗАЯВКИ НА ГРАНТ

Дата подачи заявки: 8 августа 2006

Название организации:  Благотворительный Фонд "Душа человека"

Адрес: 111394 Москва, Мартеновская ул. 30

Телефон: 301 7204

Факс:  301 1810

Ответственный за тренинг:  Заярная Ольга Геннадиевна

Должность: Главный специалист фонда по реабилитации,     руководитель проекта "Московский Клубный Дом

Сумма, запрашиваемая у CAF:       $ 250

CAF / PVO           $ 250 / $ 1,822 = 14%

Средства из других источников:           $ 1,572 ( 86%)

Наличными:        $ 647

Иное:           $ 925

ИНФОРМАЦИЯ О ТРЕНИНГЕ

Описание тренинга

1. Настоящий тренинг проводится с двумя целями:

1. Дать представление членам Московского Клубного Дома и родственникам душевнобольных - подопечных Фонда "Душа человека" о работе Клубного Дома "Ласточкино гнездо", познакомить обучающихся со структурой "офисного" и исследовательского юнитов, с организацией совместной работы социальных работников и членов КД.

2. Дать персоналу и членам КД практические навыки работы со специальной статистической компьютерной программой, разработанной Международным Центром Развития Клубных Домов (New York, NY) и с прикладными программами.

Формат тренинга: 10 дней, 40 часов.

В тренинге будут  участвовать всего около 40 человек, из них:

Пишем проект и получаем грант!

Своим проектом вы можете не только заявить о себе, о своих свежих идеях, но и убедить грантодателя (фонд) выдать грант именно вам. С помощью заявки вы должны завоевать его доверие. В настоящее время наибольшей поддержкой пользуются внедренческие проекты, результат от реализации которых можно потрогать рукой! У каждого фонда существует электронный вариант заявки на получения гранта. У каждого фонда он свой, но есть общие для всех заявок разделы. О том, что необходимо помнить при их заполнении, мы и поговорим.

Один из важных разделов заявки - аннотация проекта. Тут необходимо помнить народную мудрость, что краткость - сестра таланта! Аннотация должна занимать не более 1/3-1/4 содержания всех частей заявки. А по условиям некоторых конкурсов грантов, и еще меньше. Что обязательно должно быть видно из аннотации? Кто будет реализовывать проект, проблемы, на решение которых он направлен, цели и задачи, целевая группа, с которой вы намерены работать, но и это еще не всё. Необходимо отразить, каким образом и какими методами вы намереваетесь его реализовывать. Какой получите результат. Как будете продолжать реализовывать проект в дальнейшем, когда закончится финансовая поддержка.

Вы еще не передумали писать проект? Тогда мы идем дальше и подходим к такому важному пункту, как описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. Для того чтобы наиболее полно ответить на этот раздел заявки, задаем себе вопросы. Разрешима ли та проблема, за которую вы беретесь? Пытался ли ее кто-то решить раньше, и почему не решил? Какими методами пытались решать эту проблему, почему они не дали результатов? Чем предлагаемые вами методы будут лучше? Насколько решаемая проблема реальна, может, вы ее выдумали? Вот на все эти вопросы вы и отвечаете в данном разделе. Не забудьте подтвердить показателями, данными статистики.

Как правило, дальше необходимо сформулировать цели и задачи. Цели и задачи вашего проекта должны соответствовать основным направлениям фонда. Иначе, каким бы прекрасным ни был проект, шансы его невелики. Тут желательно не забыть отразить итог решения заявленной проблемы, обоснование социальной значимости. Обоснование социальной значимости вытекает из проблемы. Отразите, какие механизмы будут использоваться - они должны быть экономичными и вести к решению проблемы. Не забудьте написать о позитивных изменениях, которые произойдут после реализации проекта.

Заранее продумайте, как вы будете освещать такие разделы заявки: география проекта основные целевые группы, на которые направлен проект число и функции сотрудников, занятых в проекте описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе информация об организациях, участвующих в финансировании проекта источники финансирования продолжения проекта после окончания средств гранта и др.

Особенно хочется остановиться на таком важном пункте, как поэтапный план реализации проекта. Вам необходимо последовательно перечислить основные мероприятия проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления. Например, в вашем плане есть такой этап: издание методического пособия. Его можно отразить пошагово - сбор материалов, работа в архивах, фотографирование, создание авторского коллектива, презентация пособия, система распространения и т.д.

Помните! Проект - это поэтапный план действий, на которые и запрашивается финансирование. Проект должен быть очень хорошо продуман. Большое значение имеет и название проекта. Оно должно быть ярким, броским и кратким.

Наиважнейшими разделами проектной заявки являются Смета и (или) Бюджет. Для того чтобы качественно и грамотно заполнить финансовую часть проекта, нужно составить Календарный план, который поможет нам пошагово спланировать как реализацию проекта, так и необходимые на каждом этапе расходы.

Что может отражать или включать календарный план? Из плана должно быть видно, в какие сроки будут реализовываться мероприятия, логическая последовательность и взаимозависимость мероприятий. Например, срок планируемой реализации вашего проекта - один год. В рамках проекта вы хотите обучить в течение первого месяца десять преподавателей, которые будут проводить в последующие десять месяцев семинары для населения по вопросам правового просвещения. Для реализации проекта вам нужно закупить оборудование (ноутбуки, проекторы и т.д.) для оборудования рабочих мест лекторов. Может ли пункт по закупке оргтехники оказаться в конце календарного плана? Нет! Иначе как будут вестись семинары-презентации?

Имея календарный план, можно приступать к планированию расходов на реализацию проекта и составлять смету. При составлении сметы проекта ресурсы, необходимые для выполнения проекта, должны быть распределены в специальной табличной форме по категориям расходов, единицам измерения, стоимости каждой единицы и общего количества требуемых единиц для всего проекта. В нашем рассматриваемом случае одна из строк таблицы будет содержать следующие сведения: 10 ноутбуков (т.к. десять преподавателей) цена за один ноутбук - 25 тыс.руб. итого - 250 тыс.руб. по данной статье расходов. Возможно, второй строкой нужно предусмотреть расходы и на программное обеспечение для данных компьютеров. Или вы хотите установить на них правовые системы? Тогда надо предусмотреть средства не только на установку программного продукта, но и его обновление, чтобы ваши преподаватели были всегда в курсе всех изменений законодательства. После заполнения такой таблицы получается смета проекта, которая дает расшифровку статей бюджета.

Как правило, в описании бюджета выделяют следующие статьи:

  1. 1) оплата труда (сюда включены расходы на постоянный штат, приглашенных консультантов и привлеченных специалистов)
  2. 2) основные прямые расходы (включают в себя аренду помещения, покупку оборудования, расходные материалы, командировочные и транспортные расходы, услуги связи, а также переводы, публикации и т.п.)
  3. 3) косвенные расходы (они состоят из оплаты банковских услуг и административных расходов на разработку прошения о гранте - лишь некоторые спонсоры возмещают уже понесенные расходы).

Когда вы рассчитываете стоимость того или иного мероприятия (консультации специалиста, командировки и т.д.), эти расходы следует планировать с учетом инфляции. Ведь инфляционные процессы могут привести к удорожанию любых услуг. В том случае, если для реализации проекта будут привлекаться не только добровольцы, но и штатные сотрудники, то надо определить, сколько времени они будут уделять своей основной работе и сколько - участию в проекте. Отдельной графой указываются налоги (с фонда заработной платы) и отчисления на обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и другие.

Если ваша организация имеет свой офис, и вы в состоянии оплачивать коммунальные услуги, то надо указать среднюю рыночную стоимость аренды имеющегося у вас помещения и стоимость коммунальных услуг в графе имеется: таким образом сформируется ваша доля затрачиваемых средств в данном проекте. В случае, если вы должны арендовать офис, необходимо указать сумму, за которую предполагаете его арендовать. Необходимо также подробно расписать командировочные и транспортные расходы - цель, маршрут, стоимость виз, стоимость билетов, продолжительность командировки, суточные расходы на питание и проживание.

По условиям конкурса могут быть ограничения по статьям расходования полученных средств. Например, грант может не предполагать расходы на оплату труда штатных сотрудников или на приобретение оборудования. Иногда расходование средств предполагается вообще только по одной статье бюджета, такой как оплата расходов для участия в какой-нибудь конференции.

Формируя бюджет, вы можете столкнуться и с тем, что подсчеты покажут, что для реализации включенных в календарный план мероприятий необходимо больше средств, чем выделяет фонд-грантодатель. Тогда вам, возможно, придется исключить из проекта некоторые пункты или даже полностью пересмотреть его структуру. Или вы привлечете собственные средства.

И вот еще о чем необходимо обязательно помнить! Составляя смету и бюджет, не стоит забывать о том, что рано или поздно нужно будет составлять финансовую отчетность. Отчетность, как правило, предоставляется как в процессе реализации проекта, так и по его завершении. В этом деле для вас хорошим помощником будет грамотный план распределения финансов по статьям расходов и времени.

Практическое руководство для менеджеров, работающих над социальными проектами - на сайте доктора педагогических наук, профессора Прутченкова Александра Сергеевича.

Методические рекомендации для написания заявки на получение гранта

В последнее время все больше организаций и частных лиц сталкиваются с необходимостью написания заявки на гранты. Новые проекты, направленные на решение конкретных проблем, не несущие коммерческой направленности и получение прибыли, требуют средств и вложений. Слово «грант» появилось у нас в стране в начале 1990-х годов. До этого о грантовой системе финансирования было известно лишь понаслышке – от ученых, живших и работавших на Западе. Там система грантов – один из основных механизмов финансирования культурно-образовательных, общественно-значимых проектов и научных исследований.

Что же такое грант? Это форма спонсорской поддержки проекта, идеи которого предлагает, разрабатывает и воплощает в жизнь автор проекта или группа специалистов. Сумма гранта, как правило, не предусматривает покрытия всех расходов, связанных с реализацией проекта, но помогает осуществить проект, на который у организации не хватает средств. Обычно грантодателями выступают государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица.

Анализ положений о выделении грантов позволяет сделать вывод о наличии общепринятых требований к структуре и содержанию заявки на финансирование проекта.

Как правило, заявка состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист (одна страница текста), включающий:

- название проекта, которое должно быть кратким, образным, привлекать внимание и отражать суть предполагаемой деятельности

(например, «Поможем детям вместе», «В здоровом теле – здоровый дух», «Творческой молодёжи – дорогу в будущее» и т.д.)

- название организации-заявителя с указанием юридического статуса

- контактная информация, включающая: почтовый (с индексом) адрес организации, номера телефона, факса (с кодом населённого пункта), адрес электронной почты

- данные о руководителе проекта (иногда данные о бухгалтере проекта): Ф.И.О, звания и ученая степень, если имеются, должность, основное место работы, телефон/факс, электронная почта

- география проекта (перечислить все субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект)

- срок выполнения проекта (продолжительность, начало и окончание)

- стоимость проекта: полная стоимость проекта, запрашиваемая сумма, имеющаяся сумма (собственный вклад организации или средства, привлечённые из других источников)

- дата заполнения заявки.

2. Аннотация заявки (краткое содержание заявки) - изложение проекта не более чем на одной странице, кратко повторяющее все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки. Большинство экспертов вначале читают лишь аннотацию, и, если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, корректной и выразительной. Аннотация включает по одному-два предложения, отвечающих на вопросы:

- кто будет выполнять проект?

- почему и кому нужен этот проект?

- что получится в результате?

- как проект будет выполняться?

- сколько потребуется денег?

Аннотация пишется в последнюю очередь, когда все предыдущие разделы уже написаны. Это позволяет охарактеризовать в аннотации проект с максимальной четкостью.

3. Постановка проблем, описание социальной значимости проекта – почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.

Анализ проблемы должен быть убедительным: четко сформулирован, понятен другим людям, не имеющим представления о серьезности проблемы, хорошо аргументирован и подкреплён информацией, статистическими данными. Необходимо доказать грантодателю, что поставленные задачи выполнимы, то есть их можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определённую сумму. Рекомендуемый объем в большинстве случаев 1-3 страницы.

4 . Цели и задачи проекта дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель – это во имя чего предпринимается проект. Задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты должны поддаваться количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях необходимо четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.

Задачи должны быть реалистичными, т.е. положительно отвечать на вопросы:

- возможно ли их решение в указанные сроки

- выполнимы ли они заявленными материальными и нематериальными ресурсами.

5. Методы реализации проекта. В разделе необходимо достаточно подробно описать те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов. Из этого раздела должно быть

понятно, как будет выполняться работа какие потребуются устройства и оборудование чем будут заниматься исполнители как, где и какие дополнительные ресурсы будут привлекаться и др.

Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе:

- какова стратегия в достижении желаемых результатов?

- почему выбрана именно эта стратегия из всех других возможных?

Если проект пилотный, то важная составляющая его описания – тиражирование и воспроизводимость модели.

6. Календарный план действий – последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления.

При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

- наличие плана-графика реализации проекта (в виде таблицы)

- реалистичность, выполнимость плана в заявленные сроки

- наличие ответственных за проведение каждого мероприятия с перечнем видов деятельности.

7. Бюджет проекта (смета расходов).

Прежде чем начинать распределять деньги по статьям бюджета, необходимо внимательно изучить налоговое законодательство и особенности финансовой отчётности, чтобы не оказаться в ситуации, когда половина полученных денег уйдет на непредвиденные налоги и выплаты.

В сложившейся практике финансирования некоммерческих проектов и программ наиболее типичными являются следующие статьи бюджета:

- оплата труда, в том числе подоходный налог и страховые взносы

- аренда помещений

- аренда и покупка оборудования

- расходные материалы (канцелярские принадлежности, бумага, краска для печатной продукции и др.)

- командировочные расходы (проезд на транспорте, суточные, оплата проживания)

- транспортные услуги.

8. Ожидаемые результаты.

Конкретные результаты (являются критериями оценки эффективности проекта), которые предполагается достичь в ходе реализации проекта, в количественном и качественном выражении.

Основные характеристики результатов:

- соответствие цели и задачам проекта

- измеряемость (количественные и качественные показатели)

- достижимость результатов.

Дальнейшее финансирование проекта .

Содержимое раздела объясняет каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта найдутся ресурсы для продолжения проекта. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.

10. Оценка и отчетность .

Включение в заявку способов оценки проекта необходимо по двум причинам. Во-первых, чтобы оценить степень эффективности работы в целом и понять, насколько удалось достичь поставленных целей.

Во-вторых, может возникнуть необходимость получить сведения о ходе проекта, осуществлении различных его этапов, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения. Все это дает возможность по завершении проекта отчитаться перед грантодателем о проделанной работе и о затраченных средствах.

По окончании проекта в процессе оценки результатов требуется определить:

- насколько достигнуты цели проекта

- насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе «Постановка проблемы»

- не имел ли проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтённого ранее

- какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.

Заключительный отчет, характеризующий степень достижения целей и выполнения задач, представляется в установленный срок по завершении проекта руководству организации и грантодателю. Кроме него могут представляться промежуточные (квартальные, полугодовые, годовые) отчёты. Содержание и порядок представления отчетов оговариваются в договоре, заключаемом с грантодателем при получении гранта.

11. Мониторинг – непрерывный контроль за ходом выполнения проекта. В процессе мониторинга руководитель проекта собирает информацию о соблюдении графика работы, поступлениях ресурсов и других предпосылках, проверяет, имеет ли место предполагавшийся эффект. По этим данным в любой момент времени можно узнать, выполняется ли проект в соответствии с планом.

Важно выстроить план мониторинга уже в заявке и начать оценку проекта с самого старта. Начать мониторинг, когда работа близка к завершению, трудно, так как к этому моменту ряд ценных данных о ходе проекта может быть уже упущен.

К заявке обязательно прикладываются следующие документы: копия действующего устава (со всеми изменениями) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) копия свидетельства о регистрации копия баланса за последний отчётный период копия действующей лицензии (для видов деятельности, подлежащих лицензированию) заверенная копия документа, подтверждающего полномочия руководителя или иного лица, уполномоченного подписывать договор четкое описание своей организации, резюме основных исполнителей проекта материалы, подтверждающие опыт организации в данной деятельности. В положении о грантовых конкурсах может быть указано предоставление нотариально заверенных копий документов.

Как писать заявки и отчеты на гранты

Планирование и написание заявок на гранты

Заявки на гранты, подаваемые в частные фонды и в государственные организации (федерального, областного, городского или районного уровней) обычно различаются по форме. Частные фонды обычно просят прислать сначала короткое письмо с изложением сути Вашего проекта в качестве первичной заявки. Во многих случаях в дальнейшем Вам потребуется прислать полную версию проекта. Источники государственного финансирования почти всегда требуют заполнить определенное число стандартных форм помимо самой заявки. Таким образом, заявки в частную и государственную организацию сильно разнятся по оформлению

Пакет в государственное учреждение, как правило, содержит:

  1. Письмо-запрос
  2. Заявку
  3. Дополнительные материалы.

1. Письмо-запрос - краткое (2-3 абзаца) заявление, подписанное директором/ректором Вашей организации. В письме сжато описывается суть заявки, важность и значимость предлагаемого проекта. Письмо должно отражать поддержку и одобрение проекта администрацией и подписано кроме главы учреждения также еще одним официальным лицом, например исполнительным директором.

2. Заявка . направляемая в государственный фонд, обычно бывает длиннее. чем направляемая в частный (обычно 10-20 стр.). В своих рекомендациях к составлению заявок фонды указывают их рекомендуемую длину и последовательность изложения. Бывает полезно сразу же представить себе процесс оценки Вашей заявки (см. прилагаемые Критерии оценки). Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждой секции проекта. Это дает Вам возможность понять, на что прежде всего следует обратить внимание, и помогает лучше сформулировать свое исследование. Если Вам предложено ограничить ваш проект десятью страницами, напечатанными через один интервал, не печатайте его через два интервала, думая что это улучшит впечатление. Скрупулезно следуйте правилам, иначе впечатление неизбежно будет неблагоприятным. Вашу заявку могут отклонить только на основании того, что Вы нарушили правила ее оформления.

Заявки в госучреждения, кроме того, могут содержать особые бланки, например, бланк титульного листа с указанием названия проекта, фамилий исполнителей, запрашиваемой общей суммы, числа людей, затрагиваемых проектом и т.д. страховую форму (например, для оценки степени риска для людей при выполнении проекта) заявление о запрете любой формы дискриминации возможность использования оборудования инвалидами и др. Важно понять, какие из этих форм следует подавать одновременно с заявкой и как они должны быть заполнены, поэтому внимательно читайте инструкции.

3. Список дополнительных материалов обычно указывается фондом. Как правило, сюда относятся описания рода занятий участников проекта, биографические данные (резюме), письма поддержки от других организаций, Ваши налоговые льготы, годовой отчет, финансовая документация и т.п. Эта часть (Приложение) может быть довольно объемным, если фонд запрашивает много информации. Существуют инстанции, выдвигающие очень специфические требования к типу представляемой документации.

Документы, перечисленные выше, обычно требуются лишь один раз, и при повторном обращении в тот же фонд Вам, скорее всего, уже не потребуется подавать их вновь.

________________________________________

Мы предлагаем следующий универсальный формат для написания Ваших заявок. Он позволит вам включить в нее практически все возможные пункты, встречающиеся в заявках в государственные или частные фонды. Наш формат позволит Вам также выработать логический подход к планированию и написанию проектов

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Резюме - очень важная часть заявки, а не мелочь, написание которой можно отложить на последний момент. Резюме часто называют "кратким содержанием проекта". При обращении в частный фонд оно должно располагаться в первом абзаце заявки, написанной в форме письма, или в первом разделе более формальной заявки. Вероятнее всего, именно резюме будет прочитано первым, поэтому сделайте его ясным, сжатым и конкретным. Из него должно стать понятно, кто Вы, каков объем Вашего проекта и его СТОИМОСТЬ. Некоторые рецензенты будут читать только резюме, поэтому оно должно быть хорошим.

ВВЕДЕНИЕ

В этой части заявки Вы рассказываете про вашу организацию как потенциального заявителя на грант. Как правило, заявки финансируются, исходя из репутации организации-заявителя, а не только из качества самого проекта. Во Введении Вы обосновываете Вашу надежность и объясняете, почему именно Ваша заявка заслуживает поддержки.

НАДЕЖНОСТЬ

Что придает организации надежность в глазах спонсора? Прежде всего, у разных спонсоров разные требования. "Консервативный" спонсор скорее отзовется на присутствие известных людей в составе Совета директоров Вашей организации, длительность ее существования и наличие иных источников финансирования помимо самого спонсора. "Прогрессивный" спонсор скорее будет заинтересован в Совете, состоящем из простых граждан, а не знаменитостей, и в организациях, возникших недавно, а не много лет назад.

Потенциальные спонсоры должны выбираться по их возможной заинтересованности в организациях Вашего типа, и в сходных с Вашим проектом. Используйте Введение для обоснования связи между Вашими интересами и интересами спонсора. Что Вы можете сообщить о себе во Введении?

  • Ваши цели и задачи
  • сколько времени Вы существуете, как развивались, насколько значительны Ваши финансовые ресурсы
  • уникальность Вашей организации - факты типа того, что Вы были первыми в стране, кто начал работать в вашей области и т.д.
  • некоторые Ваши наиболее значительные достижения, или если организация создана недавно, достижения попечителей или персонала на месте их прежней работы
  • Ваш успех в проектах, подобных предлагаемому
  • финансовая поддержка, получаемая Вами из источников, помимо фонда, в который Вы обращаетесь, с приложением писем поддержки (в Приложении)
  • .

    Мы настоятельно рекомендуем Вам вести запись всех Ваших достижений, чтобы использовать эту информацию во Введении к каждой Вашей заявке. Вырезки из газет о Вашей организации, письма из других учреждений и от частных лиц, одобряющих Вашу деятельность, отклики клиентов – все это вы можете найти в ОРИМе. Включите сюда же высказывания крупных политических деятелей или выдающихся ученых в Вашей области, привлекающие внимание общественности к выполнению проектов, подобных Вашему. Сделайте это, даже если указанные лица не упоминают именно Вас, а лишь говорят о постановке проблемы в целом. Например, включив в заявку цитату из правительственного отчета, о том, что проекты, напоминающие Ваш, могут наиболее эффективно решать поставленные задачи, Вы одалживаете доверие публики от лиц (в данном случае правительства), сделавших подобное заявление (если, конечно, им действительно доверяют).

    Помните, что для получения гранта Ваша надежность, обосновываемая во Введении, может оказаться важнее, чем остальная часть заявки. Запасайтесь доверием! Однако и здесь, как и всюду, будьте по возможности кратки и точны. Избегайте употребления жаргона и пишите проще.

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    или обоснование потребностей

    Во Введении Вы рассказали о себе. Из него Ваш спонсор должен был уяснить себе сферу ваших интересов - над чем Вы работаете. Теперь Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь решить с помощью Вашего проекта. Если Введение наиболее важно в плане получения средств, то Постановка проблемы имеет решающее значение для выработки хорошего плана проекта.

    В этой секции описывается ситуация, побудившая Вас приступить к разработке проекта. Необходимо описывать ситуацию вне Вашей организации, т.е. проблемы из жизни Ваших клиентов, местных жителей, города, или страны. Формулируемые потребности не должны быть внутренними потребностями Вашей организации, за исключением случаев, когда Вы ищете средства для повышения эффективности собственной работы. В частности, отсутствие у Вас денег - это НЕ проблема. Каждый понимает, что Вы обращаетесь за финансовой помощью. Это очевидно из самого факта подачи заявки. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы Вам нужны деньги. На что Вы направите полученные Вами средства? именно это и следует написать в данной секции заявки.

    Этот раздел можно назвать "Постановка проблемы", если Вы собираетесь, например, улучшать жизнь бездомных, содействовать трудоустройству безработных, помогать отстающим в развитии детям и решать прочие многочисленные проблемы современного общества. "Формулирование потребностей" скорее относится к менее осязаемым предметам: например, организации культурных или иных программ, удовлетворяющих духовные потребности населения. Разумеется, они не менее важны, чем программы предыдущего типа, а просто используют другой подход, не вполне соответствующий модели "решения проблем". В данном случае вместо разделов Постановка проблемы и Цели более подойдут Потребности и Удовлетворение потребностей.

    Не считайте, что все хорошо осведомлены о серьезности Вашей проблемы. Возможно, что это и так, но Вашему спонсору потребуются дополнительные доказательства Вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления представителей органов власти (особенно локальных), докажите, что Вы действительно собираетесь решить конкретную задачу. Таблицы и схемы, скорее всего, не порадуют читателя, поэтому приберегите их для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Твердо знайте, что означают приводимые Вами цифры.

    При написании Постановки проблемы Вы должны сделать следующее:

  • логически связать задачи, выполняемые Вашей организацией, с проблемами, которые Вы собираетесь попытаться решить
  • четко определить все проблемы, с которыми Вы собираетесь работать, удостовериться в том, что Ваша задача в принципе выполнима - то есть ее можно успеть решить в реальный срок, с Вашими силами, потратив ограниченную сумму
  • подтвердить наличие проблемы с помощью дополнительных материалов - статистических данных, групповых заявлений, частных писем от Ваших клиентов и профессионалов, работающих в Вашей области и др.
  • быть реалистичными - не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода.
  • Примечание. Имейте в виду, что многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и методами ее решения. К примеру, агентство, помогающее пожилым людям в каком-нибудь районе города, утверждает, что его клиентам крайне необходимы микроавтобусы для проезда по городу. Агентство посчитало, что существует "потребность" в автобусах, так как многие жители района не могут приехать на прием к врачу, в собес и т.п. Ошибка здесь в том, что вместо постановки собственно проблемы, авторы заявки перескочили сразу к следующему пункту "Методы". Наличие автобусов - лишь средство доставки пожилых людей к месту нахождения лечебных и прочих необходимых, но без автобуса недоступных им служб. Помимо такого метода решения проблемы существует, возможно, еще много других. Например, можно попытаться убедить соответствующие организации децентрализовать услуги, обеспечить доставку товаров и выполнение услуг на дому либо нанять помощников, которые будут помогать пожилым. Возможно, что в конечном итоге покупка микроавтобусов и решила бы проблему наилучшим образом, но ясно, что это именно метод, а не проблема и не потребность. Будьте очень осторожны в подобных случаях. Если Вы почувствуете, что хочется написать о нехватке каких-то средств в "Постановке проблемы", Вы скорее всего имеете в виду именно нехватку СРЕДСТВ, которые должны излагаться в разделе "Методы".

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Хорошо приготовленный проект должен быть связно изложен. Введение должно логически подготавливать Постановку проблемы, аналогично и последний раздел должен иметь логический переход к Целям и задачам.

    Цели - это наиболее общие утверждения типа: Создать дополнительные источники информации о СПИДе для двуязычного населения снизить число безработных среди взрослого населения создать службу мониторинга и т.п.

    Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главная задача - показать тип проблемы, с которым имеет дело проект. Именно этим цели отличаются от задач.

    Задачи - конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта. ( это те возможные улучшения ситуации, которую Вы описывали в разделе Постановка проблемы). Если каждый раз при написании задач проекта Вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть. Например, если проблема состоит в том, что некоторые дети в Вашей школе читают в несколько раз хуже чем остальные дети их возраста, то задачей может состоять в том, чтобы к окончанию проекта определенный процент таких детей научился читать значительно лучше, чем прежде. Они будут читать лучше, чем те их сверстники, кто был раньше на одном с ними уровне, но не был охвачен проектом. В подобных задачах следует указывать, кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько и к какому сроку.

    В качестве еще одного примера задачи, поддающейся измерению, рассмотрим следующий:

    По завершении тридцатидневной программы повышения квалификации 75% из 80 обучающихся на благотворительной основе получат работу с минимальной оплатой 5 долларов в час, и сохранят рабочее место не менее трех месяцев.

    ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧЕНИЯ ЗАДАЧ И МЕТОДОВ

    Многие, если не большинство, проектов имеют своей основной целью организацию какой-либо программы или службы. Это типично для неприбыльного сектора в целом, большинство организаций которого обычно предлагают различные услуги. Поэтому в проектах такого рода часты Задачи следующего типа:

    "Задача проекта - обеспечить консультативными услугами несовершеннолетних правонарушителей от 8 до 14 лет в районе их проживания. "

    В данном случае в Задаче ничего не говорится о результатах, то есть о тех изменениях в ситуации, описанной в Постановке проблемы. Задача, приведенная выше, неплоха, если в Проблемной части утверждалось, что главная проблема состоит в "отсутствии консультативных служб, " скорее всего там говорилось также о росте молодежной преступности, нарушениях правил школьного распорядка и т.д.

    Таким образом, Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Некоторые заявители, стараясь быть конкретными, берут цифры "с потолка". Например, некая служба пишет, что их задача была "уменьшить уровень безработицы в Н-ском районе на 10% за конкретный период времени". Главный вопрос: откуда взялись такие цифры? Как правило, их пишут просто потому, что они солидно выглядят. Кажется, что таким образом демонстрируется реальное достижение. Однако количественные показатели должны быть более надежны. Возможно, что ни в одной программе еще никогда не удавалось сделать ничего подобного. Возможно, что в среднем безработица может быть уменьшена на 2-6%, и в этом случае 5% будет уже очень хорошим показателем, а 6% - максимально возможным. Тогда 10% - просто выдумка, причем показывающая Вашу некомпетентность в выбранной области. Все время помните, что Задачи должны быть реалистичны и выполнимы. Решите сразу, возможно ли достичь десятипроцентной отметки, и не пытайтесь включать в заявку заведомо невыполнимые вещи.

    Если Вам трудно сразу описать все задачи, попытайтесь представить, чем Вы будете заниматься через год - два. Какие бы Вы хотели увидеть изменения? Какие различия между существующим положение дел и будущим? Достижение подобных перемен и может являться задачей Вашего проекта.

    ЗАМЕЧАНИЕ О МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ

    Возможно, Вам приходилось встречать Задачи следующего типа:

    "Задача программы - обеспечить проведение занятий по ремонту автомобилей три раза в неделю в течение 36 недель для группы из 40 безработных", или "Задача программы - два раза в неделю не менее 18 недель проводить семинары с не менее, чем пятьюдесятью родителями, на которых поступили сведения о плохом обращении с детьми ".

    Подобные Задачи называются методическими, так как относятся к разделу Методов. Они говорят о том, ЧТО Вы будете делать, а не что ПОЛУЧИТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ. Крайне важно отличать такие методические задачи от настоящих задач-целей. Если Вы не будете этого делать, то будете знать лишь о процессах, произошедших в самой программе за время ее выполнения, а не об изменениях в окружающей ситуации. Помните, что вы организуете проект, который призван изменить нечто в окружающем мире, а не просто создать еще одну службу в среде, уже и без того перенасыщенной разными советчиками и помощниками.

    Методические задачи могут быть весьма полезны, но во избежание путаницы их следует помещать в Методах, а не в Целях и задачах.

    МЕТОДЫ

    К этому моменту Вы уже рассказали Вашему рецензенту о том, кто Вы, над чем Вы собираетесь работать, и каковы Ваши цели (обещающие разрешить или смягчить проблемы). Теперь Вам надо описать методы, которые Вы собираетесь использовать для достижения целей.

    В разделе Методов Вы должны достаточно подробно описать те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов. Из этого раздела читающему должно стать совершенно ясно, как будет выполняться работа какие потребуются устройства и оборудование чем будут заниматься исполнители как будут обслуживаться клиенты как, где и какие дополнительные ресурсы будут привлекаться и др.

    Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе: 1) какова Ваша стратегия в достижении желаемых результатов? и 2) почему Вы выбрали именно ее из всех других возможных?

    Ответ на последний вопрос потребует от Вас знания аналогичных Вашему проектов. Кто еще работал по Вашей проблеме в Вашем районе или где-либо еще? Какие методы применялись ранее и применяются сейчас и с какими результатами? Другими словами, Вы должны обосновать Ваш выбор методов.

    Рассмотрение альтернатив - важный аспект Вашей методологии. Демонстрируя Ваше знакомство с аналогичными работами и объясняя Ваш выбор используемых средств, Вы придаете себе большую надежность в глазах спонсора. Очевидно, что за счет раздела Методы Вы можете значительно повысить уровень доверия к себе. Важно, чтобы Вы оказывались компетентны в Вашем вопросе во всех разделах заявки.

    Итак, в разделе Методов Вы должны указать кто, что и для кого делает, и почему делает именно так. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет впечатление. Нереалистичный проект не спасут самые благие намерения.

    ОЦЕНКА

    Оценка Вашего проекта нужна по двум причинам. Во-первых, следует оценить степень эффективности работы в целом, чтобы понять, насколько удалось достичь поставленных целей. Подобная оценка называется оценкой результатов.

    Во-вторых, оценка может проводиться для получения сведений о ходе проекта. Это нужно, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения. Такая оценка называется оценкой хода работы.

    Измеряемые Задачи готовят почву для эффективной оценки. Если Вам сложно определить, какие критерии лучше использовать в оценке Вашего проекта, заново просмотрите Цели и задачи. Вероятно, они недостаточно конкретны.

    СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКИ

    Многие планы оценки проектов субъективны по своей сути. Субъективные оценки обычно говорят нам о том, что люди думают о программе, но редко оценивают конкретные результаты ее работы. К примеру, оценка образовательной программы будет выявлять отношение к ней школьников, учителей, родителей и администрации, но не будет описывать осязаемого улучшения учебы прошедших программу школьников. Субъективизм часто влияет на оценку результатов. Он особенно заметен, если Вы сами оцениваете результаты своей работы, чувствуя, что от видимых хороших результатов зависит Ваше дальнейшее финансирование.

    Один из способов достичь более объективной, а зачастую и более профессиональной оценки - попросить какую-нибудь постороннюю организацию сделать оценку за Вас. Иногда возможно, чтобы такая организация сама предложила план оценки, могущий быть предъявленным спонсору как часть Вашей заявки. Это не только обеспечит более объективную оценку, но и повысит уровень доверия к Вам.

    Важно встроить план оценки в заявку, и приготовиться начать оценивать проект с самого старта. Очень трудно начать оценивать проект, когда он близок к завершению, так как в тот момент ряд ценных данных о ходе проекта может быть уже упущен.

    Источники: www.broadcast.telekritika.ua, ngointeraction.org, molod.perm.ru, www.onmck.ru, www.pgsga.ru

    Категория: Заявление | Добавил: Vladrom (28.11.2015)
    Просмотров: 5775 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar