Главная » Статьи » Решения руководителя

Трудовой договор с гражданином украины образец

Трудовые договоры в Украине 2015: составить на конструкторе трудовые договоры

Сервис по подготовке документов ПростоДок поможет Вам быстро и качественно подготовить Трудовой договор или его разновидность, например, трудовой договор с работником, трудовой договор с директором предприятия, срочный трудовой договор и т.д.

Вопросы-ответы по Трудовому договору

По типовому трудовому договору сторонами являются Работодатель и Работник. Все иные субъекты имеют право вмешиваться в отношения данных сторон только в случаях и порядке, строго регламентированных законодательством.

Трудовым законодательством установлено, что работником не может быть лицо младше 16 лет. Но в качестве исключения, по согласию одного из родителей или лица их заменяющего, могут приниматься на работу лица, достигшие 15-летнего возраста. Также для выполнения легкой и невредной работы, которая не будет мешать процессу обучения, могут привлекаться лица в возрасте от 13 до 15 лет.

В качестве Работодателя могут выступать как юридические, так и физические лица (в том числе физические лица — предприниматели).

В последнее время, когда хозяйственные общества часто практикуют прием на работу работников без оформления трудовых договоров в Украине . а используют гражданско-правовые договоры, особую актуальность приобрел вопрос об их разграничении. Отделять трудовой договор с работником от гражданского договора, связанного с трудом, необходимо для того, чтобы правильно применять законодательство. Их разграничение имеет большое практическое значение, а из-за отсутствия распространения норм законодательства о труде на отношения сторон по гражданским договорам может серьезно ухудшить правовое положение наемных работников и отрицательно повлиять на соответствующие гарантии.

Согласно ст. 626 ГК Украины договором признается соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Стороны свободны в его заключении, выборе контрагента и определении условий с учетом требований ГК Украины, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости. Содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, которые являются обязательными в соответствии с актами гражданского законодательства. Договор является обязательным для исполнения сторонами.

Смежными гражданско-правовыми договорами с трудовым договором в Украине являются договоры, касающиеся трудовой деятельности физических лиц (договор о предоставлении услуг, подряда, поручения, авторский договор и др.). Напомним, что по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если другое не установлено договором. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Итак, гражданско-правовой договор, связанный с работой, является соглашением между его сторонами на выполнение определенной работы, предметом которого является предоставление определенного результата труда, однако по этому виду договора трудовые отношения, на которые распространяется законодательство о труде, не возникают.

Заключение с гражданами гражданско-правовых, а не трудовых, договоров создает для юридических и физических лиц определенные преимущества:

а) оплачивается не время, потраченное работником, а только конечный результат

б) если нет конечного результата, предусмотренного договором, то при отсутствии вины заказчика работа подрядчика не оплачивается

в) не ведется трудовая книжка

г) не оплачивается больничный лист, отпуск, пособие по беременности и родам и др

д) не нужно оформлять увольнения и отсутствуют расчеты, связанные с этим

е) не действуют многие льготы, предусмотренные трудовым законодательством - выходное пособие, компенсации, ограничения материальной ответственности работника за ущерб, причиненный предприятию, и тому подобное

к) при имущественной ответственности по гражданским договорам действует принцип полного возмещения убытков (возмещаются в том числе и неполученные доходы)

л) с окончанием выполнения порученной работы прекращаются и любые отношения между сторонами. Однако следует заметить, что преимущества по гражданским договорам, связанным с трудом, получают преимущественно наниматели, работники же испытывают существенные ущемления своих трудовых прав и их гарантий.

При таких условиях у предпринимателя иногда появляется соблазн заключения гражданско-правового договора, чтобы скрыть трудовой договор с работником . который на самом деле заключен. Хотя нормы, которые бы могли решить этот вопрос в законодательстве о труде, отсутствуют, следует помнить, что по ч. 1 ст. 9 ГК Украины положения настоящего Кодекса применяются к урегулированию трудовых отношений, если они не урегулированы другими актами законодательства. Согласно ст. 235 ГК Украины сделка, совершенная сторонами для сокрытия другой сделки, которую они на самом деле совершили, является притворной. Если будет установлено, что сделка была совершена сторонами для сокрытия другой сделки, которую они на самом деле совершили, отношения сторон регулируются правилами сделки, которую стороны в действительности совершили. То есть в случае возникновения спора суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, может признать, что стороны заключили трудовой договор с работником . следовательно, отношения между ними должны регулироваться требованиями законодательства о труде.

Законодательно определены существенные условия Трудового договора, которые обязательно должны быть прописаны в тексте договора:

Принимаем на работу граждан Украины

Опубликовано 22.11.2012 | Автор: Ольга

В последнее время вы, уважаемые читатели, стали все чаще и чаще интересоваться приемом на работу иностранных работников. Сегодня расскажем о порядке приема на работу граждан Украины .

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан предусмотрен безвизовый въезд граждан Украины на территорию РФ.

Порядок принятия на работу иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определен ТК РФ и Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). В случае когда иностранные работники прибыли в Российскую Федерацию в указанном порядке, при приеме на работу они должны представить работодателю документы, перечисленные в таблице.

Трудоустраиваем граждан украины и белоруссии

"Отдел кадров коммерческой организации", 2014, N 3

ТРУДОУСТРАИВАЕМ ГРАЖДАН УКРАИНЫ И БЕЛОРУССИИ

То, что в настоящее время в российские организации трудоустраивается много иностранных граждан, никого уже не удивляет. Однако от того, из какой страны прибыл будущий работник, зависит порядок, который необходимо соблюдать работодателю. В статье рассмотрим особенности трудоустройства граждан Украины и Белоруссии. Какие документы должны при этом оформляться, в какие органы и о чем необходимо сообщать, какие документы запрашивать с работника.

Категории иностранных работников

Прежде всего напомним об общем порядке трудоустройства иностранных граждан, а для этого разъясним, какой правовой статус могут иметь иностранцы в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) различают три категории иностранцев: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в нашей стране.

Временно пребывающие в РФ. Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающие - это лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

К сведению. Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающем или прибывшем в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в стране. Данный документ подтверждает право указанных лиц, прибывших в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служит для контроля за их временным пребыванием на территории Федерации.

Срок временного пребывания иностранца на основании визы заканчивается по истечении срока визы, а для прибывшего в порядке, не требующем получения визы, составляет 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, а также если этот срок не продлен.

Срок временного пребывания высококвалифицированного специалиста, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, определяется сроком действия разрешения на работу, выданного ему в соответствии со ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ (ст. 5 Закона).

Временно проживающие в РФ. Это иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание. В силу ст. 6 Закона N 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

К сведению. Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 40. Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 214 был утвержден новый Регламент, который на сегодня не вступил в законную силу.

Получить разрешение на временное проживание могут иностранцы, прибывшие как в визовом порядке, так и в порядке, не требующем получения визы.

Постоянно проживающие в РФ. Это иностранные граждане, получившие вид на жительство - документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в нашей стране не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет и может продлеваться неограниченное количество раз на такой же срок (ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

К сведению. Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 41, а Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215 утвержден новый Регламент, который на день написания статьи еще не вступил в законную силу.

Разрешение на работу

Трудовая деятельность иностранного гражданина может осуществляться на основании как трудового договора, так и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Процедура оформления трудовых отношений при этом отличается в зависимости от того, прибыл ли иностранец в Российскую Федерацию на основании визы или в безвизовом порядке.

В силу ст. 13 Закона N 115-ФЗ трудовая деятельность иностранных работников осуществляется при наличии у работодателя и заказчика услуг разрешения на привлечение и использование таких работников, а у иностранного гражданина - разрешения на работу. При этом такой порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в РФ, и других лиц, перечень которых есть в указанной статье. К ним относятся журналисты, дипломаты, научные и творческие работники, спортсмены и др.

А в силу п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование таких работников, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы, являются высококвалифицированными специалистами или членами их семей, обучаются по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, а также привлекаются к трудовой деятельности в соответствии со ст. 13.5 Закона N 115-ФЗ.

На основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины, заключенного в Москве 16.01.1997, граждане Украины также пребывают в России в порядке, не требующем получения визы. А согласно Протоколу о внесении изменений от 30.10.2004 они освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания в Российской Федерации, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию РФ. При этом они должны иметь миграционную карту. Кроме этого, граждане Украины должны получить разрешение на работу, а для этого лично, через организацию, осуществляющую трудоустройство, или через доверенное лицо представить в органы ФМС следующие документы:

- заявление о выдаче разрешения на работу по форме, установленной Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370

- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве

- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа ФМС

- квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу

- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный и оформленный в соответствии с законодательством РФ (при наличии)

- документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Разрешение на работу выдается органом ФМС лично гражданину не позднее 10 дней с момента получения документов.

Срок действия разрешения составляет период временного пребывания или срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более одного года со дня въезда иностранного гражданина.

При этом согласно п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ срок разрешения может быть продлен при представлении иностранцем за 15 дней до окончания срока действия пакета документов, перечень которых установлен указанным пунктом.

Что касается граждан Белоруссии, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан" им предоставляются равные с российскими гражданами права, в том числе на трудоустройство, оплату труда и другие социально-правовые гарантии в режиме рабочего времени и времени отдыха, в охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность с гражданами Белоруссии регулируется в соответствии с законодательством о труде РФ, поэтому получать разрешение на работу граждане Белоруссии не должны.

Оформляем трудовой договор

Какие же документы должен запросить работодатель при заключении трудового договора? Прежде всего - документы, названные в ст. 65 ТК РФ, и некоторые дополнительные. Итак, это:

- документ, удостоверяющий личность. Как правило, загранпаспорт гражданина Украины или Белоруссии

- разрешение на работу (для граждан Украины)

- документ об образовании, квалификации или специальных знаниях

- трудовая книжка установленного образца

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если оно отсутствует, работодатель должен его завести

- медицинская книжка. Представляется определенными категориями работников в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н <1>

- миграционная карта с отметками пограничного контроля. Ее представляют только граждане Украины, гражданам Белоруссии миграционная карта не оформляется

- отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет.

<1> "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с оформлением трудовых отношений с иностранным работником.

Какие формы трудовых книжек могут быть приняты работодателем от граждан Украины и Белоруссии? В настоящее время на территории РФ признаются трудовые книжки образца 1973 г. утвержденные Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656, которые действительны при условии, что работник впервые был принят на работу в период с 01.01.1975 до 01.01.2004, и трудовая книжка образца 2004 г. которая введена в действие Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках".

Если гражданин Украины или Белоруссии представил трудовую книжку образца 1973 г. то запись следует вносить в нее. При этом, если в такой книжке имеется вкладыш на языке иностранного работника, продолжать его на русском не нужно, а следует оформить новый вкладыш образца 2004 г. При выдаче вкладыша в трудовой книжке нужно поставить штамп "Выдан вкладыш" и указать его серию и номер.

Если работники представили трудовые книжки, не соответствующие форме, признаваемой в Российской Федерации, работодатель должен завести им новые трудовые книжки.

Должен ли работник из Украины или Белоруссии подтверждать диплом об образовании в РФ? Согласно ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации должны быть признаны в Российской Федерации, а также легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

При этом в силу Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенного в Москве 15.04.1994, сторонами которого являются в том числе Россия, Белоруссия и Украина, дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы признаются без легализации. При этом они должны быть заверены в установленном на территории стороны выезда порядке и переведены на русский язык.

Документы миграционного учета. И граждане Украины, и граждане Белоруссии должны быть поставлены на миграционный учет. Заниматься этим должен и непосредственно иностранный гражданин, и работодатель, поскольку последний является принимающей стороной для работника-иностранца. Регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документа, удостоверяющего личность.

Для граждан Украины документом, подтверждающим факт пересечения границы РФ, является миграционная карта с отметкой пограничного контроля, а для граждан Белоруссии таковым может быть проездной документ (п. 2 Письма ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559).

Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранца в место пребывания (ч. 3 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ)).

По общему правилу, которое распространяется на граждан Украины, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. п. 1 и 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). А вот граждане Белоруссии и члены их семей освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах РФ в течение 30 суток с даты въезда на территорию РФ.

Обратите внимание! Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи такого специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания, на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию РФ (п. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).

После постановки иностранного гражданина на учет работодатель передает ему отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания. При этом работодателю следует предварительно снять копию с уведомления и подшить ее в личное дело работника-иностранца.

Какой трудовой договор заключается с иностранным работником - срочный (на время действия разрешения на работу) или бессрочный? Срочный трудовой договор с иностранцем заключается при наличии оснований, установленных ст. 59 ТК РФ или иными федеральными законами. Если таких оснований нет, заключается бессрочный договор. При этом в силу п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и п. 9.3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению.

Кого уведомляем о работнике-иностранце?

Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан Украины, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС и службы занятости в срок, не превышающий трех дней:

- о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг)

- о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Форма и порядок подачи уведомления установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 <2>.

<2> "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации".

Подпунктом 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ установлена обязанность по уведомлению работодателем налогового органа, но делать это нужно только в случае привлечения иностранных работников к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации. Таким образом, если у работодателя трудятся граждане Украины, прибывшие в безвизовом порядке, то данной обязанности нет.

Что касается граждан Беларуси, поскольку их трудовая деятельность на территории РФ осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве РФ порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, то уведомлять не нужно никакие органы.

К сведению. Согласно п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатель, принимающий на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять органы ФМС об исполнении обязательств по выдаче заработной платы, а также о случаях расторжения с ними трудовых договоров и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

За неуведомление территориального органа ФМС и органа службы занятости населения о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, предусмотрен административный штраф для должностных лиц - от 35 000 до 50 000 руб. для юридических лиц - от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

* * *

Подводя итог вышесказанному, отметим, что процедура трудоустройства граждан Украины и Белоруссии несколько проще, чем граждан других государств, но также требует определенных действий со стороны работодателя. Кроме того, за нарушение некоторых норм законодательства о привлечении иностранной рабочей силы предусмотрена административная ответственность, а штрафы установлены довольно большие. Надеемся, что данная статья поможет вам справиться со сложностями, возникающими при трудоустройстве иностранцев.

Л. В. Куревина

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"

Подписано в печать 27.02.2014

Заключение трудовых (гражданско-правовых договоров) с гражданами Украины

Заключение трудовых (гражданско-правовых договоров) с гражданами Украины

Возможно ли привлечение гражданина Украины, который не имеет разрешения на временное или постоянное проживание в РФ, к трудовой деятельности (как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору) на территории России работодателем, не имеющим квоты на привлечение иностранной рабочей силы?

Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:

- временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание

- постоянно проживающие в РФ, то есть получившее вид на жительство

- временно пребывающие в РФ - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

По общему правилу граждане и организации имеют право привлекать и использовать иностранных работников как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору на оказание услуг или выполнение работ только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Однако использовать труд иностранцев, прибывших на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодатель или заказчик вправе без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), при этом работникам необходимо иметь разрешения на работу (п. 4 ст. 13, ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). *(1)

На основании ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) граждане Украины также въезжают, выезжают и передвигаются по территории РФ без виз.

Следовательно, для заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с гражданами Украины работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, однако сотрудникам нужно получить разрешения на работу.*(2)

При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции рассматривает заявление о выдаче разрешений на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 N 977 утверждены на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Квота установлена в целом по стране. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2013 N 739н данная квота распределена по субъектам РФ. В каждом субъекте РФ количество разрешений на работу распределено по профессиям, специальностям и квалификации. Таким образом, квота установлена и распределена без адресной привязки к конкретным работодателям. Иными словами, квота для отдельных работодателей, в принципе, не устанавливается.

В то же время обращаем Ваше внимание, что при формировании квоты учитываются заявки работодателей о потребности в иностранной рабочей силе, поданные ими в уполномоченный орган субъекта РФ (п. 1 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ, Правила определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденные приказом Минтруда от 23.01.2014 N 27н), а работодатели, чьи потребности учтены при формировании квоты, указываются в перечне, утверждаемом приказом Минтруда на соответствующий год (например, на 2014 год перечень утвержден приказом Минтруда от 15.01.2014 N 8).

Это позволяет органам ФМС отказывать в выдаче разрешений на работу безвизовым иностранцам, представляющим для получения разрешения на работу договоры с работодателями (заказчиками), не указанными в соответствующем перечне, а также привлекать к административной ответственности работодателей, привлекающих таких иностранцев сверх установленной для них в перечне квоты или вообще без нее, и многие суды с такой позицией соглашаются (смотрите, например, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.08.2010 по делу N 2-4050/2010, решение Кировского районного суда г. Ярославля от 09.08.2012 по делу N 2-3246/2012, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.05.2014 по делу N 2-4157/2014, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 N 07АП-1548/2011).

Полагаем, что данная позиция не основана на законе: Закон N 115-ФЗ устанавливает обязанность работодателей подавать сведения о потребности в иностранной рабоче силы для целей получения впоследствии разрешения на привлечение такой силы, а поскольку безвизовых иностранцев работодатель, как мы выяснили выше, вправе привлекать без получения такого разрешения, то и подавать сведения о потребности работодатель, не планирующий привлекать визовых иностранных граждан, не обязан.

Кроме того, поскольку согласно п. 4 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ трудовой или гражданско-правовой договор представляется иностранцем при обращении за разрешением на работу только при его наличии, безвизовый иностранец вправе получить разрешение на работу без привязки к конкретному работодателю, а впоследствии, заключив соответствующий договор, обратиться в ФМС за продлением разрешения и внесением в него сведений о работодателе (заказчике). Правомерность данной позиции подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 08.07.2013 по делу N 2-1198/13).

Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ Заключение трудового договора).

При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)

2) разрешение на работу (для временно пребывающих иностранцев)

3) трудовую книжку установленного образца. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1)*(3)

4) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Отметим, что согласно ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994), сторонами которого являются Российская Федерация и Украина, каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Если документ оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа

5) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступившее на работу, получает страховое свидетельство через работодателя (часть четвертая ст. 66 ТК РФ, ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования). На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, предъявлять такое свидетельство им не нужно

6) документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе ).

В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Считаем необходимым также отметить, что согласно п. 7 ст. 84 и п. 7 ст. 83 НК РФ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин может обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет и получении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Однако такие действия обязанностью физического лица не являются. При этом в силу п. 7 ст. 13 Закона N 115-ФЗ (норма введена в действие с 1 января 2014 года) при подаче в орган ФМС документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу налоговый орган самостоятельно осуществляет постановку такого гражданина на налоговый учет, о чем уведомляет самого иностранца и орган ФМС (который, соответственно, и вносит сведения об ИНН работника в выдаваемое ему разрешение на работу). Следовательно, в любом случае в рассматриваемом случае работодатель не должен осуществлять какие-либо действия по постановке работника - гражданина Украины на налоговый учет или проверять факт такой постановки.

При приеме на работу временно пребывающего иностранца организация обязана в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового и (или) гражданско-правового договора уведомить об этом территориальный орган ФМС РФ и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), в порядке, утверждённом приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.

Помимо этого, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:

- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676

- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ)

- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, юридическое лицо или предприниматель, у которого иностранный гражданин фактически работает, обязаны представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.

Также определенные особенности приема на работу установлены для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13, ст. 13.2-13.5 Закона N 115-ФЗ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Главная

Бесплатная юридическая консультация онлайн и по телефону

Многим из нас время от времени требуется квалифицированная юридическая помощь или просто совет опытного адвоката. Вопросы могут быть самыми разными..алименты, дарственная, наследство, бракоразводный процесс и раздел имущества, юридическая помощь при дтп или взыскание долгов. Это лишь малая частью юридических вопросов на которые ежедневно отвечают наши опытные юристы. Мы предлагаем Вам уникальную услугу: бесплатную юридическую консультацию по телефону. Для получения консультации Вам достаточно заполнить онлайн форму: написать свой вопрос и оставить контактный телефон. Наши юристы перезвонят в ближайшее время и ответят на Ваш вопрос. Консультация по телефону оказывается бесплатно. Вопрос не стоит ничего=)

Наши юристы настоящие профессионалы своего дела, которые обязательно смогут дать Вам дельный совет. Заполняйте онлайн форму и уже через 10 минут Вы получите ответ на свой вопрос.

Источники: prostodoc.com.ua, alianskadrovic.ru, hr-portal.ru, forumyuristov.ru, jurist2.in.ua

Категория: Решения руководителя | Добавил: Vladrom (28.11.2015)
Просмотров: 1378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar