Главная » Статьи » Решения руководителя |
Оформление простоя по вине работодателяВопрос : Каков порядок регистрации в организации простоя по вине работодателя в связи с отсутствием заказов? Вопрос :Каков порядок регистрации в организации простоя по вине работодателя в связи с отсутствием заказов? Ответ юриста :Законодательно порядок оформления простоя не установлен. Работодатель может регламентировать процедуру фиксации простоя в своих локальных документов в соответствии с рекомендациями, данными выше. Правовое обоснование :Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации). Отсюда следует, что объективные причины для простоя могут возникать при отсутствии заказов на продукцию (услуги) организации, срыва поставки сырья и материалов, финансовых затруднениях. Режим простоя можно распространить на нескольких работников, отдельные структурные подразделения или всю организацию целиком. Часть 3 статьи 72.2 Трудового кодекса не содержит в этом плане никаких ограничений. Простой по вине работодателя подлежит оплате в размере не менее 2/3 средней зарплаты сотрудника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). В трудовых (коллективных) договорах или локальных актах организации оплата периода простоя может быть предусмотрена в большем размере. Расчет среднего заработка производится в соответствии с Положением об особенностях исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922). При этом учитываются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда организации: должностной оклад, премии, надбавки и пр. При оплате простоя, в котором невиновны ни работодатель, ни работник, выплачивается не менее 2/3 тарифной ставки (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Другие выплаты, учитываемые в среднем заработке, в расчет не берутся. Типовых форм документации для оформления приостановки трудовой деятельности сотрудников предприятия законодательством не установлено. Работодатель должен сам разработать их с учетом принятой на предприятии системы документального оборота. На наш взгляд, можно выделить ряд документов, являющихся основанием для издания приказа о простое: Служебная записка на имя лица, исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа юридического лица от руководителя структурного подразделения, в чью компетенцию входит организация работ и доступ к информации о начале простоя. Листок учета простоев . Типовая форма такого листка законодательно не установлена. Обычно, в него заносятся дата и время начала и окончания простоя, ФИО и должность (профессия) работников и причины простоя. Листок должен быть подписан руководителем структурного подразделения, в котором возник простой. Акт о простое . Как правило, его составляют руководители простаивающих структурных подразделений, бухгалтерии, отдела кадров, охраны труда, представитель трудового коллектива и т. д. В акте отражаются причины и продолжительность времени простоя, должности сотрудников и др. Акт подлежит утверждению руководителем организации. Хотя Трудовой кодекс не предусматривает обязанность работодателя издавать приказ о простое, по нашему мнению, он необходим для решения организационных вопросов (в том числе о порядке оплаты труда). Кроме того, приказ нужен для оформления уведомления работников о простое. На основании приказов, служебных записок, актов или листков о простое заполняется табель учета рабочего времени по формам № Т-12 или Т-13, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1. В соответствующих графах необходимо указать буквенный или цифровой код простоя (по вине работодателя - РП или 31, по причинам, не зависящим от работодателя и работника, - НП или 32), а также продолжительность неотработанного времени (в часах, минутах). Кроме того, о приостановке производства предприятие должно сообщить в орган службы занятости населения. Письменное уведомление об этом нужно направить в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения (п.2 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации). Причину простоя во всех документах лучше указывать в соответствии с формулировками, содержащимися в статье 72.2 Трудового кодекса. Окончание простоя специальным документом оформлять не обязательно, поскольку его продолжительность находит своё отражение в приказе и табеле учета рабочего времени. Приказ о простое по вине работодателяПодборка наиболее важных документов по запросу Приказ о простое по вине работодателя (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты . Приказ о простое по вине работодателя(с изм. от 18.11.2011) Статьи, комментарии, ответы на вопросы . Приказ о простое по вине работодателяСудебная практика . Приказ о простое по вине работодателяОбстоятельства: Поставщик надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, однако покупатель не оплатил выполненные монтажные и пусконаладочные работы. Покупатель ссылается на оплату им стоимости вышедшего из строя оборудования и вынужденного простоя. За простой, возникший по вине работодателя, последний обязан выплатить работнику не менее 2/3 его среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). В трудовых (коллективных) договорах или внутренних положениях об оплате труда в организации может быть установлена оплата за период простоя в большем размере, например 75% среднего заработка работника. При расчете среднего заработка нужно руководствоваться Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение о среднем заработке). При любой продолжительности простоя (несколько часов либо несколько полных рабочих дней) оплата производится исходя из среднего дневного заработка работника. Сумма к выплате определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней простоя, подлежащих оплате (п. 9 Положения о среднем заработке). Если длительность простоя менее одного рабочего дня, величина среднего дневного заработка делится на количество рабочих часов в смене и умножается на время простоя (в часах). Напомним, что в соответствии с п. 2 Положения о среднем заработке при расчете учитываются все виды выплат, предусмотренных системой оплаты труда в организации, независимо от источников этих выплат. Простой производства означает остановку деятельности компании. В этот период сотрудник лишен возможности работать. Возникает вопрос: обязан ли он присутствовать в организации во время простоя? Да, обязан. Ведь для сотрудника простой производства - это рабочее время, в течение которого он не может выполнять свои трудовые функции (ст. 91 ТК РФ). Тем не менее работодатель вправе разрешить сотрудникам не выходить на работу, издав соответствующий локальный нормативный акт. При этом даже если сотрудники не присутствуют на работе, оплатить им все время простоя работодатель обязан. Как написать приказ об объявлении простоя предприятияПриказ об объявлении простояАнонс: При анализе финансово-экономической деятельности предприятия ,том числе и эффективности работы персонала, установлено, что должностные инструкции некоторых сотрудников необходимо пересмотреть. Потому что объем выполняемой ими работы по тем или иным причинам уменьшился, а заработная плата осталась на прежнем уровне. Стоит задача: исключить из должностных инструкций лишние функции и, соответственно, уменьшить сотрудникам размер заработной платы.Чтобы обосновать это перед трудовой инспекцией, необходимо документально подтвердить, как долго простой длился, кто из работников в него попал, по каким причинам он произошел. Ведь от этого будет зависеть размер заработка сотрудников. В законодательстве не сказано, каким документом вводить на предприятии простой и прекращать его. Самый очевидный путь - оформит приказ руководителя. У такого приказа нет унифицированной формы, поэтому этот документ может быть произвольного содержания. Приказ об объявлении простоя должен быть максимально подробным: Во-первых, в нем стоит перечислить причины простоя. Например, ими могут быть отсутствие заказов, недопоставка сырья и материалов, просрочки покупателей, задержка финансирования и т. п. Для того чтобы ссылаться на такие обстоятельства, необходимо реальное подтверждение. В частности, можно привести конкретные реквизиты просроченных контрагентами договоров. Это нужно для того, чтобы доказать, по чьей вине возник простой. Если по вине работодателя, то за время производственного затишья нужно заплатить сотруднику не менее 2/3 его среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ ). В этом случае в табеле проставляют буквенное значение «РП». Если причины объективные, то сотрудникам начисляют не менее 2/3 оклада пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ), а в табеле отмечают «НП». Во-вторых, в приказе не обойтись без начала и окончания простоя. Насчет первой даты все ясно. А вот предугадать, когда простой завершится, не всегда возможно. В этом случае лучше все равно установить конкретный срок, чтобы можно было рассчитывать сотруднику заработок. Если к этому дню простой не закончится, то его можно продлить дополнительным приказом. Если, наоборот, завершится раньше, то досрочное окончание тоже оформляют приказом. В-третьих, обязательно отметить, по всей компании объявлен простой или в отношении отдельных сотрудников какого-то отдела (перечислить их). При этом сотрудники обязаны присутствовать на рабочем месте, если в приказе нет разрешения не выходить на работу. Образец приказа об объявлении простояОбщество с ограниченной ответственностью «СеверПромИнвест» № 1160-лс от 15.06.2010 ПРИКАЗ об объявлении простоя С 1 по 15 июня 2010 года в компании не было принято ни одного заказа по телефону и электронной почте на ремонтные работы водопроводных сетей. В связи с этим и на основании статьи 157 Трудового кодекса РФ ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Объявить простой с 16 июня 2010 года до 01 августа 2010 года включительно для следующих работников службы приема заказов: Ивановой Ольге Ивановне – оператору по приему и оформлению заказов, Петровой Ольге Петровне – менеджеру по обработке электронной почты. 2. Указанные в пункте 1 настоящего приказа работники вправе не выходить на работу в период простоя. На основании приказа их могут вызвать на работу досрочно. 3. Главному бухгалтеру Сидоровой П.М. обеспечить оплату времени простоя Ивановой О.И. и Петровой О.П. в размере двух третей оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Расчет осуществить в день выдачи заработной платы, установленный правилами внутреннего распорядка. 4. Начальнику отдела кадров Лебедевой В.П. обеспечить учет времени простоя, ознакомить работников с настоящим приказом. 5. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Сидорову П.М. Генеральный директор ООО «СеверПромИнвест» ______________________ Беркутов А.П. С приказом ознакомлены: ___________________ О.И. Иванова 15.06.2010 ___________________ О.П. Петрова 15.06.2010 Оформление времени простояЖурнал: Справочник кадровика Год: 2009 Автор: Шайхутдинова Надежда Павловна Тема: Документы кадровой службы, Оплата труда Рубрика: Кадровое делопроизводство В связи со сложившейся в настоящее время экономической ситуацией в стране нередко наблюдаются сбои в деятельности предприятий. Вынужденная приостановка работы организации (или работодателя – физического лица) либо отдельных ее структурных подразделений обуславливается тяжелым финансовым положением, нехваткой сырья, комплектующих изделий, перерывами в подаче электроэнергии и иными не зависящими от работников причинами. Практикуется остановка производств, в т. ч. и на крупнейших заводах страны, которые выступают главными работодателями для жителей многих городов (градообразующими организациями). В такой ситуации работодатели вынуждены принимать срочные меры к тому, чтобы как-то «выжить» в сложных экономических условиях и сохранить квалифицированные кадры. Трудовым кодексом (ч. 3 ст. 722 ТК РФ) определено: временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера является простоем. Согласно ст. 22 ТК РФ одной из основных обязанностей работодателя является предоставление работнику работы, обусловленной трудовым договором. Кроме того, в легальном определении трудового договора, данном в ст. 56 ТК РФ, законодатель подчеркивает, что трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством. Исходя из этого при возникновении простоя как временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера и невозможности обеспечить работников работой (т. е. при неисполнении своих обязанностей), работодатель обязан произвести соответствующую оплату времени простоя. Простой может возникнуть, кроме того, в следующих случаях: 1. Отстранение от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). 2. Отказ работника от исполнения трудовых обязанностей из-за возникновения опасности для его жизни и здоровья, если предоставление ему другой работы по объективным причинам невозможно (ч. 5 ст. 220 ТК РФ). 3. Отказ работника от работы в случае необеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты согласно установленным нормам (ч. 6 ст. 220 ТК РФ). Приобретение работодателем за свой счет и бесплатное обеспечение работников такими средствами, а также контроль за правильным применением средств защиты является прямой обязанностью работодателя. Поэтому период простоя, вызванный подобной причиной, необходимо рассматривать как простой, возникший по вине работодателя. 4. Отсутствие у работника возможности выполнять трудовые обязанности в связи с проведением забастовки (ч. 6 ст. 414 ТК РФ). Для работников, не участвовавших в забастовке, но в связи с ее проведением не имевших возможности выполнять свою работу и заявивших в письменной форме о начале в связи с этим простоя, установлена компенсация за простой не по вине работника. Меры предупреждения простоя В соответствии с трудовым законодательством работодатель имеет возможность предпринять ряд мер для предотвращения простоя. Так, статья 722 ТК РФ в случаях простоя предоставляет работодателю право временно перевести работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. Однако такой перевод допустим только при одновременном выполнении двух условий. Первое: необходимость такого перевода вызвана наличием чрезвычайных обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 722 ТК РФ, т. е. катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии либо любых исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его части. Второе условие: такой перевод без согласия работника возможен только с учетом его квалификации, так как перевод на работу, требующую более низкой квалификации, возможен исключительно с согласия работника. Кроме того, при наличии простоя работника в соответствии с ч. 1 ст. 722 ТК РФ по соглашению сторон можно перевести на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу. Нахождение работника на рабочем месте Простой – это временная вынужденная приостановка работы. Если работник не находится в отпуске, в командировке, не отсутствует по другой уважительной причине, то он обязан находиться на рабочем месте, не участвуя в производственном процессе . Даже если простой продолжается длительное время, работник обязан своевременно ежедневно являться на работу и находиться на рабочем месте. Отсутствие его на рабочем месте возможно только с разрешения работодателя. На практике работодатели часто разрешают работникам на период простоя не выходить на работу. Но следует помнить, что в данном случае речь не идет о предоставлении отпуска. Работник должен быть готов явиться на работу и приступить к выполнению трудовой функции по первому требованию работодателя. Если же работник будет отсутствовать на работе без согласования с работодателем, то его отсутствие можно расценивать как прогул со всеми вытекающими из этого последствиями. Оформление периода простоя В соответствии со ст. 157 ТК РФ в случае приостановки работы, когда работодателю неизвестно о факте простоя (например в связи с поломкой оборудования и другими причинами, делающими невозможным продолжение выполнения работником трудовой функции), работник обязан известить о начале производственного простоя непосредственного руководителя или иного представителя работодателя. Законодательством не установлено, в какой форме работник должен это сделать (письменно или устно). Полагаем, что разумно будет сообщить работодателю о возникшем простое в письменной форме (в форме заявления приложение 1), так как с момента получения такого сообщения у работодателя возникают обязательства по оплате времени простоя, что немаловажно. В противном случае, например если на работника распространяется сдельная система оплаты труда, невыполнение им норм труда в связи с простоем потребует дополнительных доказательств отсутствия его вины. При отсутствии таких доказательств оплата нормируемой части заработной платы будет производиться в соответствии с объемом выполненной работы согласно ст. 155 ТК РФ. Необходимым условием для оплаты времени простоя является определение моментов начала и окончания периода простоя. В связи с этим целесообразно факт простоя зафиксировать документально, например оформить соответствующий акт (приложение 2) или направить докладную записку (приложение 3) руководителю организации. В этих документах необходимо указать дату и время начала простоя, его продолжительность, причины возникновения и т. п. Данные документы будут являться основанием для издания работодателем приказа о простое. Унифицированной формы приказа о простое нет. Он составляется в произвольной текстовой форме на бланке приказа по основной деятельности (приложение 4). В этом документе обычно фиксируются: время начала простоя, его причина и продолжительность (если ее можно определить на момент издания приказа). В приказе следует указать, какие работники (подразделения) находятся в простое. Если на момент издания приказа о простое уже известно, по чьей вине он произошел, этот факт также нужно отразить в приказе. В приказе о простое целесообразно указать на необходимость присутствия работников на рабочем месте или освободить работников от присутствия на рабочих местах. Это позволит впоследствии избежать конфликтов по данному вопросу (например, если работник заявит, что получил устное разрешение от работодателя отсутствовать на работе во время простоя). Всех работников, на которых распространяется действие приказа о простое, необходимо ознакомить с приказом под роспись. Законодательством не предусмотрены какие-либо дополнительные гарантии для отдельных категорий работников при объявлении простоя (например в связи с высокой квалификацией и производительностью труда, наличием иждивенцев, отсутствием в семье других работников с самостоятельным заработком и т. п.). Время простоя должно отражаться в табеле учета рабочего времени, который ведется по унифицированным формам № Т-12 или № Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1. В графе 4 формы № Т-13 или в графах 4 и 6 страницы 2 формы № Т-12 отражается буквенный либо цифровой код простоя. Следует обратить внимание, что в зависимости от причин простоя в табеле проставляется различный код. Мнение эксперта Орлова Е. В., зам. генерального директора ЗАО «АСМ Аудит» Следует обратить внимание: Федеральным законом от 25.12.08 № 287-ФЗ внесены изменения в ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». С 1 января 2009 г. работодатель обязан в письменной форме уведомлять орган службы занятости о приостановке производства в течение трех рабочих дней после принятия решения об этом (так же как и при введении неполного рабочего времени). Требований к содержанию такого уведомления (сообщения) действующее законодательство не содержит, и оно может быть оформлено работодателем в произвольной форме. Прямой ответственности за невыполнение работодателем данной обязанности ответственности не установлено. Однако работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ: за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, что влечет наложение административного штрафа: на юридических лиц (работодателя) – в размере от 3000 руб. до 5000 руб. на должностных лиц (руководителя) – в размере от 300 до 500 руб. Что касается документирования времени простоя, существует практика ведения листков учета простоя, актов простоя или других аналогичных документов, предназначенных для учета конкретного времени простоя каждого работника. Унифицированной формы таких документов не установлено, поэтому работодатель вправе разработать ее самостоятельно, включив обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В данных документах отражаются продолжительность времени простоя, его причины и виновные лица (если они установлены). В них могут рассчитываться потери работодателя от простоя, в частности суммы, подлежащие выплате работникам за период простоя, зарплатные налоги с них, амортизационные отчисления по простаивающим объектам основных средств, расходы на коммунальные услуги по законсервированным помещениям и т. п. Листок учета простоев или другой аналогичный документ обычно подписывает руководитель простаивающего структурного подразделения, так как он отвечает за правильность указания периода простоя и его виновников. На документе, где приведен расчет понесенных работодателем убытков, подпись ставит также ответственный бухгалтер. Код, проставляемый в табеле в зависимости от причин простоя Под кодом необходимо указать продолжительность времени простоя. Если простой длился не весь рабочий день, а только его часть, то в табель вводятся дополнительные строки, с тем чтобы отразить, сколько именно времени работник простаивал. Оплата периода временной нетрудоспособности при простое НА № 3‘2007Вопросы оплаты временной нетрудоспособности во время простоя регулируются Федеральным законом от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Согласно п. 7 ст. 7 данного Закона пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком за это время сохраняется заработная плата (т. е. не ниже 2/3 установленной работнику средней заработной платы или тарифной ставки, оклада (должностного оклада)), но не выше размера пособия, которое данный работник получал бы по общим правилам исчисления пособий. НА № 2‘2009Федеральным законом от 25.11.08 № 216-ФЗ, утвердившим бюджет Фонда социального страхования РФ на 2009 г. установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия, уплачиваемого в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц в 2009 г. – не более 18 720 руб. Творческий простой НА № 7‘2007Определение понятия простоя для творческих работников имеет свои особенности. Согласно ч. 5 ст. 157 ТК РФ не является простоем время, в течение которого творческие работники, работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании или исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с Перечнем профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены ТК РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.07 № 252, не участвуют в создании или исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Указанное время может оплачиваться в размере и в порядке, установленном коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом. Кстати сказать В I квартале 2009 г. ООО «Монти» (работодатель) допустило ряд нарушений трудового законодательства: отправление ряда работников в «вынужденные» («административные») неоплачиваемые отпуска введение при пятидневной рабочей неделе неполного рабочего времени в форме неполной рабочей недели (четырехдневной) для отдельных работников фактически по инициативе работодателя. Так, согласно приказу от 19.01.09 № 25 «О работе ООО «Монти» в условиях кризиса» (далее – Приказ) в целях сохранения производственно-хозяйственной деятельности общества в условиях негативного воздействия финансового кризиса с целью экономии фонда заработной платы в период с 19 января по 31 декабря 2009 г. директорам по направлениям работы и их заместителям, главным специалистам, начальникам отделов и их заместителям, начальникам участков, инженерно-техническим работникам было предложено по их заявлениям предоставление отпусков без сохранения заработной платы или с установлением с их согласия неполного рабочего времени (из расчета один день отпуска в неделю или неполная четырехдневная рабочая неделя). На основании Приказа перечисленные в данном документе работники, выбравшие для себя предоставление отпусков без сохранения заработной платы, ежемесячно оформляли на имя генерального директора заявления с просьбой предоставить им «административный» отпуск на 4 конкретных дня соответствующего месяца (по выбору такого работника). В частности, в заявлении инженера-технолога А. зафиксирована просьба о предоставлении «административного» отпуска 5, 12, 19 и 26 февраля 2009 г. а в заявлении мастера по ремонту оборудования М. – соответственно 4, 11, 18 и 25 февраля 2009 г. В названных документах работники не указывали причины (обстоятельства) предоставления «административного» отпуска. Между тем указание причины (обстоятельств) в данном случае направлено на соблюдение интересов работника. Законным поводом для такого отпуска могут быть только семейные обстоятельства и другие уважительные причины. Однако анализ текста Приказа позволяет установить иное: это финансовый кризис и необходимость экономии фонда заработной платы. Согласно ст. 128 ТК РФ отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам по его письменному заявлению. При этом продолжительность данного отпуска определяется по соглашению сторон. Представляется, что под семейными обстоятельствами и другими уважительными причинами подразумеваются социальные нужды, возникшие в личной жизни работника, поэтому инициатива предоставления указанного отпуска должна исходить от работника. В ТК РФ не содержится оснований для предоставления отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя. Более того, даже в коллективных и трудовых договорах не могут быть предусмотрены отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя, в т. ч. и в случаях временной приостановки предприятия. В разъяснении Минтруда России от 27.06.96 № 6 «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя», утв. постановлением Минтруда России от 27.06.96 № 40 и до настоящего времени сохранившем свою юридическую силу (в части, не противоречащей ТК РФ), подчеркивается: «вынужденные» отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены. Таким образом, ТК РФ не дает работодателю (ООО «Монти») оснований уклоняться от исполнения своих обязанностей, в частности от предоставления работы и своевременной ее оплаты в полном объеме, даже в случаях финансовых затруднений, в т. ч. и при экономическом спаде в условиях финансового кризиса. Кроме того, предоставлением такого «административного» отпуска работодатель ущемляет трудовые права работников, предусмотренные ст. 157 ТК РФ. Возникшая в ООО «Монти» ситуация должна расцениваться не иначе, как простой по вине работодателя, подлежащий оплате в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). Напомним: в случае если работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами, работодатель обязан оплатить время простоя в установленном законодательством порядке (ст. 157 ТК РФ). При этом размер оплаты времени простоя зависит от вины сторон трудового договора в его возникновении. ТК РФ не предусматривает конкретного перечня обстоятельств (причин), не зависящих от работодателя и работника, при которых возможно применение ч. 2 ст. 157 ТК РФ. Фактически по инициативе работодателя на основании приказа ООО «Монти» от 21.01.09 № 27 (со ссылкой на Приказ) для работников, не согласившихся с предоставлением отпусков без сохранения заработной платы, была введена неполная (четырехдневная) рабочая неделя, обусловленная причинами экономического характера, что не соответствует нормам ч. 1 и 5 ст. 74 ТК РФ. При этом работникам не было предложено заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам, предусматривающие внесение изменений в такое обязательное для включения в трудовой договор условие, как режим рабочего времени и времени отдыха, что не соответствует требованиям ст. 57 ТК РФ. Кроме того, из содержания вышеприведенных приказов ООО «Монти» следует, что работодатель вводит неполное рабочее время на срок, превышающий 6 месяцев (с 19 января по 31 декабря 2009 г.), что не соответствует нормам ч. 5 ст. 74 ТК РФ. Перечисленные нарушения трудового законодательства могут повлечь привлечение работодателя (ООО «Монти») к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). При этом привлечение юридического лица к административной ответственности не исключает возможности привлечения к такой ответственности руководителя организации в виде административного штрафа в размере от 1000 руб. до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ). Орлова Е. В. зам. генерального директора ЗАО «АСМ «Аудит» Приложение 1 Пример оформления заявления работника о времени начала простоя Источники:
| |
Просмотров: 5491 | |
Всего комментариев: 0 | |