Главная » Статьи » Порядок и форма составления

Образец оформления бизнес плана

Бизнес план. Как составить бизнес-план? Примеры бизнес-планов

Бизнес-план - это краткое изложение на бумаге того, что представляет из себя ваш бизнес: каковы его активы, пассивы, каковы механизмы получения прибыли. Он точно отражает, с чего вы собираетесь начать свой бизнес, как и когда вы планируете выполнить поставленные цели - получение определенной прибыли. Вам не потребуется писательский талант, чтобы составить разумный бизнес-план, но вы должны затратить определенное время, чтобы собрать для этого необходимый минимум информации

Бизнес-план необходим не только для планирования своей будущей деятельности, но также для получения кредита.

Как составить бизнес-план? - очень часто возникающий вопрос у предпринимателей, начинающих новое дело.

Представляю вам полезные ресурсы по составлению бизнес-планов:

3. Пример составления бизнес-плана на сайте КОММЕРСАНТ Baltic (хотя расчеты сделаны в иностранной валюте и на основе иностранного бухучета, но очень подробно разобрана финансовая сторона бизнес-плана).

Еще статьи на эту тему:

Я недавно открыла новый раздел на сайте - Бизнес-планы . В нем будут публиковаться современные типовые бизнес-планы, которые помогут вам в создании и продвижении вашего дела.

Как составить бизнес план

Бизнес планирование важное звено на пути создания нового бизнеса.

Прежде чем говорить о том, как составить бизнес план, давайте сначала определимся, зачем он нужен и какое у него назначение, а потом рассмотрим его структуру.

Фактически это пошаговое руководство в организации нового дела, которое описывает, какими методами и с помощью каких средств Вы собираетесь добиться своих целей. Я буду описывать структуру этого документа и сразу приводить пример (на основе оздоровительного клуба).

С помощью бизнес-плана Вы оцените затраты на организацию дела, выявите различные риски для Вашего бизнеса, определите показатели по которым будете контролировать бизнес процесс, изучите емкость и перспективы развития рынка.

Грамотно составленный бизнес план должен производить хорошее впечатление на инвесторов, так как они должны увидеть, что Вы понимаете, как и какими средствами достичь цели, решить все проблемы, что Вы инициативны и дисциплинированы.

Оформление

Начинается бизнес-план с обложки. И отнестись к её оформлению нужно серьёзно. Красиво оформленный документ сразу расположит к Вам потенциальных инвесторов. Красиво оформленный план, это значит: с обложкой на фирменной бумаге, с логотипом Вашей фирмы, в папочке с пружинками и прозрачной обложкой, распечатанный только с одной стороны листа. В самом документе: шрифты Times New Roman или Arial 12-14 размера, все заголовки выделены.

На титульном листе указываем информацию о предприятии: название, юридический адрес, телефоны, e-mail, контактное лицо.

Дальше идёт страница с содержанием бизнес-плана. Здесь всё как в книжках, перечисляете все пункты бизнес-плана с указанием страниц по тексту.

Структура

Сразу хочу оговориться, что чётко регламентированной структуры этого документа нет. Она определяется спецификой бизнеса. Поэтому здесь рассмотрим общую структуру, на основании которой можно будет составить бизнес-план с учётом Вашей специфики.

1. Деловое резюме

Очень важный раздел. Его обычно читают первым и уже здесь можно определиться насколько Ваш план интересен инвестору. Резюме, это сжатый бизнес-план. Здесь очень коротко описываются цели и задачи Вашего проекта, прогнозы объёмов продаж, будущей прибыли, размер необходимых инвестиций, сроки окупаемости.

Поэтому, хоть он и расположен в начале, но писать этот раздел нужно после написания самого бизнес-плана, когда Вы уже чётко представляете себе все ключевые моменты Вашего бизнес-проекта и просчитали всю экономическую составляющую бизнеса.

Ещё раз повторю, грамотный инвестор читает этот раздел первым и очень внимательно.

Пример:

Оздоровительный клуб был создан хх.хх.хххх года. номер регистрационного удостоверения ххххх.

Основная деятельность фирмы - предоставление оздоровительной услуги и поддержание физической формы. Основные преимущества - высокое качество предоставления услуг, потребление высокотехнологичного оборудования.

Уникальность - эффективное и результативное использование тех технологий, которые предоставляются по сравнению с обычными и привычными тренажерами. также можно отметить возможность заниматься спортом без изнурительных тренировок.

2. Анализ рынка

В самом начале опишите рынок, на котором собираетесь работать. Инвестор может не знать Вашу нишу бизнеса и ему нужно понять какие имеются перспективы и тенденции в этой нише, оценить возможности для роста бизнеса, понять экономические тенденции в отрасли.

Далее Вы описываете, основных потребители Вашей продукции. Вы чётко должны сегментировать потребителей.

Например, так: по географическому положению, демографическим данным, по типу потребительского поведения, по пользовательскому поведению, по уровню дохода и так далее. Всё это нужно отразить в этом разделе. Описываете прогнозируемые изменения на этих рынках, тенденции и факторы, влияющие на бизнес процессы.

Пример:

Сегментирование рынка можно провести по принципу доходности, то есть данная услуга будет пользоваться спросом у людей с разным уровнем доходности.

Наиболее выгодная позиция в глазах потребителя у организаций, имеющих в своей структуре бассейн, потому что наибольшим спросом среди посетителей пользуется плаванье (45,6%). только в 27,2 % случаев потребители готовы получать весь комплекс фитнес-клубов.

Почти 11% потенциальных клиентов фитнес-клубов хотят заниматься в тренажерном зале. Доли остальных услуг в общем спросе не превышают 5%. Основными потребителями фитнес-услуг являются женщины - 71%. Мужчин - 40%.

Сегментирование рынка можно провести по критерию доходности: большая часть населения является работающими.

Данная услуга во-первых, нацелена на частного клиента, на среднестатистического покупателя.

планируемый объем в пессимистическом варианте составит в будни - 10 человек, в выходные - 20 человек. В оптимистическом варианте - в будни 30 человек, в выходные - 40 человек.

Конкуренция и конкурентное преимущество.

Рассматривая конкурентную среду фирмы, необходимо отметить, что в городе существует достаточно большое количество фирм, реализующих данную услугу.

Наша компания будет базироваться:

  1. на доступной цене.
  2. на уникольном оборудовании.
  3. на скидках и акциях.
  4. наличие душа и места отдыха.
  5. индивидуальный подход к клиенту.
  6. приветливость и доброжелательность среди персонала.
  7. эффективное оздоровление.

3. Описание продукции или услуг

В этом разделе нужно описать Вашу продукцию или услугу, как она может удовлетворить рыночные потребности, какими уникальными достоинствами обладает, жизненный цикл.

Если есть патенты, авторские права, то же отразите в этом разделе.

Пример:

Описание фирмы и отрасли

Дата регистрации хххх, номер регистрационного удостоверения, организационная правовая форма - ИП (ЧП, ООО и т.д.).

Фактический адрес и юридический адрес. город N, ул. N-ая и т.д.

Анализ местоположения фирмы.

Преимущества:

  1. Близость от центра города.
  2. Возможность беспрепятственного въезда и выезда.
  3. Нахождения в населенной местности.
  4. Близость от автобусной остановки, троллейбуса, такси.

Недостатки:

  1. Высокая аренда (если имущество не в собственности).
  2. Отдаленность от центра и так далее.

Главная цель услуги - привлечения большинства клиентов (женщин) за счет оптимальной цены, качественной работы, редкостью предоставления услуг.

Основана данная отрасль на привлечение женского пола, уникальность тренажеров состоит в том, что позволяет меньше тратить время и силы на восстановления здоровья и физической формы, чем обычные тренажеры.

Swot-анализ.

Силы:

  1. Высококачественная услуга.
  2. Выгодное местоположение.
  3. Предоставления рабочих мест.
  4. Оптимальная цена.

Слабости:

  1. Узкий ассортимент услуг.
  2. Отсутствие своего помещения.
  3. Основывается только на привлечение женского пола.

Возможности:

  1. Расширение ассортимента услуг.
  2. Дифференциация фирмы - открытие центра здорового питания.

Угрозы:

  1. Высокая конкуренция.

Характеристика услуги

В наше время быстрыми темпами развивается данная отрасль. Основные структурные подразделения данной отрасли - оздоровительные центры, турбазы, учреждения, шейпинг, аэробика, фитнес и т.д.

Данный клуб является возможностью восстановить, улучшить внешность и самочувствие женщины.

Оборудование включает в себе тонусные столы, виброплатформа, клаймб-тренажер, массажная кровать.

Немного охарактеризуем оборудование.

Тонусные столы - отличная альтернатива традиционному фитнесу, комплекс двигательных тренажеров с электронным управлением. По эффективности занятия тонусные столы в 7 раз превосходят традиционную аэробику, шейпинг и т.д.

Тонусные столы избегают ненужную нагрузку на позвоночник и сердечно-сосудистую систему.

Виброплатформа - устройство, которое укрепляет тело без чрезмерных усилий и с минимальным износом. Эффективность виброплатформы заключается в синхронизированных и зависящих друг от друга движениями в низ, вверх, назад, на скорости от 30-50 раз в секунду.

Клаймб-тренажер - это принципиально новый тренажер, внешне напоминающий мини-эскалатор, по которому двигаются вверх.

Факторы привлекательности:

  1. оптимальные цены.
  2. безопасность предоставления услуг, присутствие медицинского работника.
  3. эксклюзивность услуг.
  4. высокое качество предоставления услуг.
  5. уютная и приятная обстановка (дизайн).
  6. предоставление кислородного коктейля.

4. Продвижение товара на рынок

Описываете, как будете продвигать Ваши товары или услуги к потребителю. Условия и организация сбыта продукта. Какие каналы продвижения будете задействовать.

В этом разделе опишите вопросы ценообразования.

Пример:

Оздоровительный клуб осваивает несколько сегментов рынка:

  • потребители (частные лица),
  • корпоративные группы.
  • Товарная политика.

    Фирма делает акцент на:

    1. Направление на качество
    2. Дизайновое направление.
    3. Брендинг.
  • высокое качество обслуживания,
  • оптимальные цены,
  • скидки,
  • клубные карты (абонемент).
  • Ценовая политика.

    Чтобы рассчитать цену необходимо найти себестоимость.

    Калькуляция услуги на 1 клиента:

    1. Энергия - х рублей,
    2. Заработная плата - х рублей,
    3. Социальные отчисления.
    4. Амортизация.
    5. Аренда помещения.
    6. Общепроизводственные расходы.
    7. Итого.
    8. НДС.
    9. Наценка.
    10. Стоимость услуги.

    Сбытовая политика.

    Работа будет осуществляться на основании маркетинга - привлечение клиентов (звонки, переговоры, заключение договоров с организациями).Ширина и протяжность сбытовой политики на начальном этапе будет узкой.

    Коммуникативная политика.

    Цель - завоевание определенной ниши на рынке сбыта, формирование постоянного круга клиентов.

    Для успешного решения будем использовать рекламу (печатные издания и телевидиние).

    5. Производство

    Тут описывается всё, что касается производства: помещение, оборудование, потребности в ресурсах и оборотных средствах.

    Описываете технологии, схемы производственных потоков.

    Календарный план: какие работы, в какие сроки и кто должен выполнить.

    Пример:

    Для осуществления деятельности необходимо использовать соответствующее оборудование и помещения.

    Составляются таблицы оборудования и помещения.

    Приводится краткая характеристика оборудования, технические характеристики.

    Также составляется таблица направления расходования кредита:

    1. Величина кредита, всего:
    2. Затраты на приобретение оборудования.
    3. Общехозяйственные расходы.
    4. Аренда.
    5. Заработная плата.
    6. Ремонт помещения.
    7. Доставка оборудования.

    6. Структура предприятия. Управление. Персонал

    Описываете организационно-правовую форму предприятия. Организационную структуру предприятия, то есть, кто за что отвечает, как осуществляется взаимодействие служб. Можно нарисовать схему структуры.

    Второе, о чём надо написать, это управление. Кто будет управлять, их опыт работы, права, обязанности, функции, методы управления. Иногда пишут автобиографии.

    Третий раздел, персонал.

    Штат персонала, их права, обязанности, квалификационные требования, уровень заработной платы.

    Пример:

    Организационная структура управления.

    Всего планируется привлечь 5 работников.

    Приводится таблица штатного расписания работников.

    Подбор персонала будет проводится через кадровое агентство и собеседование, через рекомендации Медицинского колледжа и Министерства Спорта.

    7. Оценка риска и страхование

    Описывается, какие риски для Вашего предприятия могут возникнуть, а так же, что Вы будете делать, что бы снизить негативное последствие рисков или вовсе предотвратить их.

    Если страхуете риски, напишите на какие суммы будете страховать и типы страховых полюсов.

    Пример:

    Расчет производим денежного выражения рисков, связанных с деятельностью предприятия:

    1. Внешние риски:

    1.1. повышение тарифов на электроэнергию (14% от выручки).

    1.2. Законодательный риск (30% от чистой прибыли).

    1.3. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций (5% от чистой прибыли).

    1.5 Обострение конкуренции (7% от чистой прибыли).

    2. Внутренние риски.

    2.1 Отсутствие качественного услуги (20% от выручки).

    2.2 Низкоквалифицированные кадры (10% от выручки).

    2.3 Неполадки оборудования (2% от выручки).

    Меры по минимизации рисков:

    1. Страхование.
    2. Резервирование.
    3. Избежание.
    4. Предупредительные мероприятия.

    8. Финансовый прогноз Ваших будущих действий

    Просто перечислю, что в этом разделе должно быть:

  • баланс
  • отчет о прибылях и убытках
  • отчет о движении денежных средств
  • сроки выхода на точку безубыточности и окупаемости проекта
  • сумма необходимых инвестиций
  • расчёты прибыли и рентабельности
  • Пример:

    Проводится кредитование на определенный срок - на 2 года, 4 года и т.д. Составляется график погашения задолженности.

    Составляется план расходов и доходов - первый год по месяцам, остальные по годам.

    Составляется прогнозный баланс и рассчитывается срок окупаемости.

    1. Объем инвестиций.
    2. Чистая прибыль.
    3. Амортизационные отчисления.
    4. Чистый денежный поток (п.2 + п.3)
    5. Срок окупаемости (п.1/п.4)

    Рассчитываем рентабельность инвестиций и дисконтного дохода.

    1. Чистая прибыль за 4 года.
    2. Амортизация за 4 года.
    3. Чистый денежный поток за 4 года.
    4. Объем инвестиций.
    5. Рентабельность инвестиций, %. (п.1-п.4/п.4*100%)
    6. Ставка дисконта,% ((15-8,25)+8,25).
    7. Коэффициент дисконтирования на конец года, (1/(1+0,15) 4).
    8. Дисконтированный доход.

    Рассчитываем анализ безубыточности.

    1. Выручка.
    2. Переменные затраты.
    3. Постоянные затраты.
    4. Маржинальный доход.
    5. Доля маржинального дохода.
    6. Порог рентабельности.
    7. Запас финансовой прочности.

    Рассчитаем бюджетный эффект.

    1. Налог на прибыль за год,
    2. Отчисления на социальные нужды.

    Итого.

    9. Приложения

    Сюда можете включить: схемы, графики, фотографии, копии договоров и соглашений, вырезки из информационных источников, биографии, отчёты и прочее.

    Вот так выглядит общая структура, которой нужно руководствоваться при составлении бизнес-плана.

    Образец с примером составления бизнес плана, методика составления

    Бизнес-план – документ, от которого зависит успешное развитие компании, поэтому его составление можно доверить только профессионалу с большой буквы, обладающему не только теоретическими знаниями, но и значительным опытом работы, который сможет учесть все нюансы именно вашего предприятия.

    Одни из главных требований к составлению бизнес-плана – четкость поставленных целей, реальность путей их достижения и наглядность интерпретации выводов. Прочитав составленный бизнес-план, руководитель должен получить ясное и полное представление о планах и возможностях компании а инвестор найти интересные для него формы и способы участия в предложенном бизнесе.

    Методика составления бизнес-плана подчинена стандартам UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). Это специализированное учреждение Организации Объединенных Нации уполномочено содействовать промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству. Большинство иностранных и отечественных специалистов разрабатывают бизнес-планы, руководствуясь именно этими требованиями, это позволяет унифицировать структуру бизнес-плана и сделать его понятным для различных категорий заинтересованных организаций в т.ч. и для иностранных инвесторов. Это важно для компаний, ориентированных на международные рынки.

    В соответствии со стандартами UNIDO бизнес-план состоит из следующих разделов:

    1. Титульный лист

    2. Меморандум о конфиденциальности

    3. Резюме

    4. Описание предприятия и отрасли

    5. Описание продукции (услуг)

    6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

    8. Организационный план

    9. Финансовый план

    10. Направленность и эффективность проекта

    11. Риски и гарантии

    12. Приложения

    На примере рассмотрим содержательные разделы и приведем некий образец составления бизнес-плана:

    I. РЕЗЮМЕ

    Представляет собой отдельный документ, охватывающий наиболее значимые положения бизнес-плана. Резюме – это своеобразный рекламно-ознакомительный буклет, поэтому особое внимание следует уделить подаче содержащегося в нем материала.

    Остальные пункты бизнес-плана призваны подтвердить содержательность заявлений и корректность расчетов всех тезисов бизнес-плана.

    II.ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ

    Содержание этого раздела предполагает наличие публичных сведений о компании, перечисление основных направлений деятельности, описании продукции предприятия. В этом пункте также следует предоставить финансово-экономические показатели деятельности предприятия, ознакомить с кадровым составом и структурой управления. Здесь же важно сказать пару слов об отрасли предприятия, перспективах ее развития, а также предоставить информацию о миссии компании, социальной и корпоративной ответственности, не лишним будет упомянуть и о своих партнерских связях.

    III. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

    Один из важнейших пунктов составления бизнес-плана, то, ради чего, он и составляется. Необходимо позаботиться, чтобы товар или услуга были представлены в наиболее выигрышном свете: были продемонстрированы его высокое качество, уникальность, конкурентоспособность.

    Для презентации потенциальным инвесторам стоит использовать весь спектр доступных средств визуализации: начиная от графических редакторов заканчивая 3D технологиями.

    В этот раздел должна быть включена информация о необходимости лицензирования, патентирования, сертифицирования, важно упомянуть о безопасности и экологичности продукции, гарантийном и послегарантийном обслуживании и т.д.

    IV. МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

    Наименее протоколированный и в то же время, самый сложный, можно сказать ключевой раздел всего бизнес-плана, от содержания которого и будет в большинстве случаев зависеть окончательное решение инвесторов. Задача одна – убедить, что ваше предложение лучшее.

    V. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

    VI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

    VII. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

    Составляя разделы V-VII, следует руководствоваться правилом: краткость – сестра таланта. Здесь следует перечислить только те сведения, которые непосредственно касаются проекта. Откажитесь от массы ненужных цифр и сконцентрируйтесь на значимых, желательно выигрышных для компании данных.

    VIII. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

    В этом разделе предоставляются показатели эффективности реализации проекта, проводится его финансовый анализ. Здесь очень важно не преувеличивать прогнозные величины, а ориентироваться на досконально просчитанные цифры.

    IX. РИСКИ И ГАРАНТИИ

    Здесь необходимо предоставить весомые доказательства платежеспособности предприятия, гарантии возврата заемных средств в случае наступления форс-мажорных обстоятельств или неуспешости проекта. Стоит также перечислить основные предпринимательские риски от которых страхуется компания и методы страхования.

    ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

    Следует учитывать определенную специфику составления бизнес-плана для крупных и мелких предприятий, для тех, кто только начинает бизнес впервые и для тех, кто давно уже существует на рынке. Если бизнесу уже есть пара лет, то можно предоставить основные показатели в динамике, по сравнению с прошлыми периодами, а новичку придется оперировать лишь расчетными показателями.

    Но в любом случае, предприниматель должен сам верить в успешность своего проекта, от него должна исходить уверенность – это залог успеха бизнеса.

    23816 просмотров

    Оформление бизнес-плана

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

    Подобные работы

    Сущность и значение бизнес-планирования. Особенности формального и стратегического планирования. Разработка бизнес-плана предприятия. Основные требования к разработке бизнес-планов. Процесс составления бизнес-плана. Основные методы исследования рынка.

    контрольная работа [33,7 K], добавлена 30.11.2010

    Жизненный цикл инновационного проекта. Место бизнес-плана в жизненном цикле. Требования к бизнес-плану инновационного венчура. Алгоритм составления бизнес-плана. Особенности содержания бизнес-плана инновационного проекта.

    курсовая работа [41,8 K], добавлена 17.04.2006

    Понятие бизнес-плана, его сущность и особенности, классификация и разновидности. Цели и задачи бизнес-планирования на современном этапе. Разработка бизнес-плана ООО "Макин и компания", его этапы и стадии, анализ рентабельности и ликвидности предприятия.

    курсовая работа [137,5 K], добавлена 24.02.2009

    Разработка и экономическое обоснование бизнес-плана туристического предприятия ООО "Деревня". Рассмотрение роли бизнес-плана в современном предпринимательстве. Функции, цели, задачи и принципы бизнес-планирования. Популярность сельского туризма.

    контрольная работа [64,0 K], добавлена 06.02.2011

    Место бизнес-плана в стратегическом управлении предприятием. Какие цели преследует составление бизнес-плана и в каких случаях следует его составлять. Положительные и отрицательные стороны представленного бизнес-плана. Резюме к бизнес-плану фирмы "АВС".

    контрольная работа [33,7 K], добавлена 12.11.2010

    Назначение и основные задачи бизнес-плана. Роль бизнес-плана в экономическом обосновании инвестиционного проекта. Резюме проекта и характеристика предприятия. Разработка схемы финансирования. Оценка экономической эффективности от реализации проекта.

    дипломная работа [216,5 K], добавлена 12.01.2015

    Содержание финансового плана, его структура и предъявляемые требования, оценка роли и значение в процессе разработки бизнес-плана. Разработка и обоснование разделов плана проникновения в новый целевой сегмент. Источник информации при исследовании рынка.

    контрольная работа [26,6 K], добавлена 25.11.2014

    Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана. Разделы бизнес-плана. Анализ состояния отрасли, рынка. План маркетинга. Производственный план. Организационный план. Правовое обеспечение деятельности фирмы. Оценка риска и страхование. Финансовый план.

    курсовая работа [59,6 K], добавлена 04.10.2005

    Место бизнес-плана в системе внутрифирменного планирования. Сущность бизнес-плана и его значение. Особенности составления бизнес-плана по продажам входных и межкомнатных дверей. Разработка мероприятий по повышению экономической эффективности предприятия.

    дипломная работа [88,0 K], добавлена 16.04.2012

    Основные цели бизнес-плана, этапы его разработки, структура и содержание, оформление и стиль изложения, главные отличия от стратегического плана. Сущность финансового раздела бизнес-плана, расчет дисконтированной стоимости. Роль страхования бизнеса.

    реферат [38,6 K], добавлена 23.11.2010

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Правила оформления бизнес-плана

    (здесь и далее пояснительный текст в бизнес-плане не печатать)

    1. Бизнес-план представляется в виде текстового файла на дискете и в твердой копии на листах бумаги формата А4.

    2. Файл, содержащий бизнес-план, должен быть подготовлен в формате текста на русском языке, без формул. Подготовка текста должна осуществляться с использованием текстовых редакторов Word 6.0 или выше, шрифт обычный кегль 12.

    3. Бизнес-план, представляемый в файле на дискете, должен быть разбит на 39 полей. Каждое из них состоит из нескольких текстовых строк. Первая строка каждого поля должна начинаться со знака разделителя «&», а затем следуют две цифры - номер поля, пробел и текст с наименованием поля. Эта строка должна отделяться от содержательных строк поля пустой строкой.

    Содержательные строки каждого поля должны отделяться от первой строки следующего поля пустой строкой.

    4 Бизнес-план на бумажном носителе должен быть распечаткой файла, содержащегося на дискете, и заверяться подписями научного руководителя проекта и руководителя организации-заявителя, печатью организации и (при необходимости) дополняться документами, существующими лишь в виде твердой копии.

    5. Пропуск в файле и в распечатке какого-либо поля или следование полей не по порядку недопустимы.

    Биз нес-план инновационного проекта

    1. Общие сведения о заявителе

    Наименование проекта (полное)

    Полное наименование проекта должно раскрывать содержание работ по проекту и определять конечный результат работ. Не следует ограничиваться только названием научно-технической продукции (НТП). Например, если в ходе выполнения проекта предполагается разработать и освоить выпуск опытной партии какого-либо прибора, то наименование проекта должно быть не «Прибор…», а «Разработка и изготовление опытной партии прибора….».

    Наименование проекта (краткое)

    Краткое наименование проекта должно содержать не более трех слов и отражать основную потребительскую функцию НТП. Например, ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИК, ИЗМЕРИТЕЛЬ ДЛИНЫ и др.

    Полное наименование организации

    Полное официальное наименование организации согласно учредительным документам.

    В заявке на корпоративный проект в п.п. 03 и 04 перечисляются все вузы (организации) - исполнители проекта с указанием головного исполнителя.

    К раткое наименование организации

    Краткое официальное наименование организации согласно учредительным документам или аббревиатура наименования организации.

    Адрес организации

    Официальный почтовый адрес. Указание почтового индекса обязательно.

    В заявке на корпоративный проект в п.п. 05-17 приводятся сведения только по головному исполнителю.

    Руководитель организации

    Фамилия, имя, отчество.

    Ученая с тепень руководителя организации

    Полное наименование ученой степени.

    Ученое звание руководителя организации

    Полное наименование ученого звания.

    Т елефон руководители организации

    Код города в круглых скобках, затем номер телефона.

    Факс руководителя организации.

    Код города в круглых скобках, затем номер телефакса.

    E-mail руководител я организации, адрес в Iпternet

    Фамилия, имя, отчество.

    Должность руководителя проекта

    Учен ая степень руководителя проекта

    Полное наименование ученой степени.

    Ученое звание руководителя проекта

    Полное наименование ученого звания.

    Телефон руководителя проекта

    Код города в круглых скобках, затем номер телефона

    Основные участники проекта

    Участники от организации-заявителя: фамилия, инициалы, ученая степень, занимаемая должность, функции в проекте, наличие соответствующей квалификации и опыта, требуемых для участия в проекте и выполнения указанных функций. Для руководителей проекта необходимо подтверждение наличия квалификации, образования и опыта в области проектного менеджмента.

    В выполнении конкретных частей проекта обязательно должны принимать участие студенты.

    Организации-соисполнители: наименование организации, местонахождение, характер участия в проекте, перечень планируемых работ.

    В заявке на корпоративный проект основные участники указываются отдельно для каждого вуза (организации) - исполнителя.

    Контактные телефоны исполнителя

    Не более трех строк. В каждой строке: код города в круглых скобках, затем номер телефона, фамилия, имя, отчество контактного лица.

    Реферат бизнес-плана

    Должен содержать не более 150 строк или трех машинописных страниц с возможной разбивкой на абзацы для удобства восприятия.

    Информация в сжатой форме повторяет содержание разделов 2-6 настоящего бизнес-плана. Основные разделы реферата:

    o наименование и назначение НТП

    o краткое описание НТП

    o основные технические параметры

    o области применения

    o краткий перечень работ при создании НТП

    o срок выполнения проекта

    o запрашиваемый объём госбюджетного финансирования (руб.).

    В заявке на корпоративный проект указывается общая сумма на проект в целом и даётся её разбивка по вузам (организациям) - исполнителям, являющимися непосредственными получателями госбюджетных средств

    o объём привлечённых средств (руб.) (указать источники привлечённых средств и суммы по каждому из них)

    o объёмы реализации (продаж) НТП в физических единицах и рублях

    o соответствие тематики проекта «Перечню приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня» (указать конкретную технологию из «Перечня»).

    o срок окупаемости проекта (отсчитывается с момента начала финансирования проекта)

    Под сроком окупаемости проекта в настоящем бизнес-плане понимается период времени, в течение которого валовая прибыль, полученная от реализации научно-технической продукции проекта, сравняется с общим объёмом финансирования проекта, равным сумме госбюджетных и привлечённых средств.

    Реферат бизнес-плана рекомендуется составлять после написания всех разделов. Он должен обязательно содержать ответы на вопросы:

    · что будет сделано в результате реализации проекта?

    · на что будут затрачены запрашиваемые средства?

    · какова ожидаемая прибыль?

    · каковы планируемые суммы и сроки добровольных отчислений в Фонд СИНД?

    Ключевые слова должны быть ориентированы на кодификатор ГАСНТИ и определять: научное направление проекта и / или области его применения, функциональное назначение характерные особенности НТП и (по возможности) содержать однозначные признаки, характеризующие конечный результат проекта по свойствам и области применения.

    Науч но-технический задел по проекту

    Указать период времени, в течение которого ведутся работы в данном научно-техническом направлении. Достигнутые результаты (теории, приборы, методики и т.п. основные публикации, диссертации, изобретения). Количественные характеристики достигнутых результатов за последние пять лет с разбивкой по годам.

    Необходимо привести названия основных публикаций и сведения об основных практических результатах (образцах, изделиях, изобретениях и др.) деятельности коллектива в соответствующей области Перечень всех публикаций целесообразно дать отдельным приложением Динамика публикаций и других достигнутых результатов позволяет оценить актуальность предлагаемой разработки.

    Указать в каких формах (предоставление учебного оборудования, постановка новых курсов лекций, практикумов, лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования) предполагается использовать результаты проекта в учебном процессе вуза (вузов), какие конкретные работы выполняются студентами.

    2. Описание продукции

    Описание товарной научно-технической продукции, создаваемой в ра м ках проекта

    Информация должна быть структурирована по основным разделам:

    * назначение НТП

    * характеристики НТП, и в том числе новизна потребительских качеств (научно-технические, экономических показателей, эксплутационных характеристик и т.п.)

    * технические параметры

    * преимущества перед российскими и зарубежными аналогами (сравнительные научно-технические, технико-экономические и эксплутационные характеристики)

    * соответствие утвержденным приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям федерального уровня (указать конкретные направления и технологию и дать обоснование).

    Фотографии, схемы и другие пояснительные материалы могут быть дополнительно представлены в приложении.

    В подразделе «Назначение НТП» приводятся сведения, характеризующие:

    - сферу применения НТП,

    - задачи, эффективно решаемые с использованием разрабатываемой продукции.

    В подразделах «Технические параметры» и «Характеристики НТП» приводятся конкретные перечни технических, эксплуатационных и других параметров и характеристик НТП. Особое внимание следует уделить описанию параметров и характеристик, являющихся принципиально новыми или имеющих значительно улучшенные значения.

    В подразделе «Преимущества перед аналогами в стране и за рубежом» приводится сравнительный анализ характеристик создаваемой НТП и аналогов. При сравнении с зарубежными (отечественными) аналогами указываются источники информации об аналогах и даты опубликования информации.

    Области применения

    Указать возможные области применения НТП (отрасли экономики, в которых возможно применение НТП конкретные потребители НТП - покупатели и др.).

    Приводятся названия не только отраслей, но и подотраслей промышленности (других областей экономики), сферы услуг, в которых возможно использование создаваемой НТП. Например, НТП предполагается использовать не в «машиностроении», а в «химическом машиностроении».

    Целесообразно также привести (по возможности) информацию о региональных особенностях использования НТП.

    В дополнение к информации о конкретных предприятиях (организациях, учреждениях) - потребителях создаваемой НТП необходимо в приложении к бизнес-плану привести копии документов, подтверждающих намерения об использовании НТП (письма, заявки, договоры, протоколы о намерениях и пр.).

    Перспект ивы совершенствования продукции

    Указать направления дальнейшего совершенствования потребительских свойств предлагаемой НТП за счет улучшения:

    · научно-технических и технических показателей

    · экономических показателей

    · качества продукта, эксплуатационных характеристик

    · предоставления послепродажного обслуживания.

    Указать сроки достижения указанных улучшений.

    Целесообразно рассмотреть возможные направления и способы совершенствования продукции и расширение областей ее применения.

    Международные связи

    Указать с какими зарубежными организациями (фирмами, компаниями) проводятся совместные исследования по разработке (производству) продукции. При наличии финансирования от зарубежных организаций (партнеров) указываются вид, формы и объемы финансирования (инвестиции, грант, техническое содействие и т.д.).

    Указать с какими зарубежными организациями (фирмами, компаниями) заключены контракты (протоколы о намерениях) на поставку (реализацию) разрабатываемой НТП. Копии контрактов и протоколов приводятся в приложении.

    3. Оценка рын ков сбыта. Конкуренция на рынке

    Указать в каких формах предполагается реализация НТП отдельно в России и за рубежом (изделия, услуги, программный продукт, право на использование объектов интеллектуальной собственности (ОИС): изобретение, промышленный образец, «ноу-хау» и др.).

    Анализ рынка НТП

    Информация должна быть структурирована по основным подразделам:

    * выбранный сегмент рынка, целевая группа потребителей

    * оценка насыщенности рынка, т.е. оценка степени удовлетворения потенциальных потребностей целевой группы на выбранном сегменте рынка в данном виде продукции в России, а также за рубежом

    * потенциальные покупатели и планируемые объемы продаж НТП в различных регионах в течение срока осуществления проекта по годам (фирмы или организации, обоснование возможности продаж указанным потребителям). Наличие заявок от конкретных потребителей (копии приводятся в приложении)

    * анализ конкурентоспособности НТП (наличие конкурентов в настоящем, потенциальные конкуренты, преимущества и недостатки продукции конкурентов).

    Необходимо пояснить, на основании каких данных сделаны выводы, а также указать источники информации для анализа рынка НТП.

    В подразделе «Оценка насыщенности рынка» приводятся оценка емкости рынка (максимально возможного объема продаж), а также обоснование сделанных оценок с указанием методов оценки и использованных источников информации.

    При планируемом выходе на рынки других стран необходимо сделать анализ конкуренции на рынках этих стран.

    В подразделе «Потенциальные покупатели и планируемые объемы продаж НТП» приводятся сведения об объемах продаж в течение срока осуществления проекта по годам. Описываются объекты рынка (дистрибьюторы, дилеры) и другие каналы сбыта, а также затраты на их организацию.

    Информация о потенциальных покупателях должна содержать их потенциальную потребность в изделиях на срок выполнения проекта, которая должна быть документально подтверждена.

    В подразделе «Анализ конкурентоспособности НТП» необходимо оценить как конкурирующую продукцию, так и политику конкурентов (по ценам, организации продаж и др.), указать источники информации о конкурентах. Особое внимание следует уделять времени опубликования сведений и уровню источников информации (рекламный проспект, публикация в прессе и т.п.)

    При реализации НТП в виде услуг и объектов интеллектуальной собственности необходимо также привести информацию о конкуренции.

    Стратегия реализации НТП

    Указать:

    * методы продвижения продукции на выбранный сегмент рынка (реализация через посредников, прямые продажи потребителям). Указывается имеющийся опыт продаж наличие складских помещений, транспорта, квалифицированных продавцов (агентов)

    * цены (предполагаемая цена за единицу продукции, цены на аналогичную продукцию в стране и за рубежом, предполагаемая ценовая политика, возможность предоставления скидок при продаже.)

    * объёмы продаж в денежном выражении.

    В том случае, если заявитель предполагает продавать создаваемую продукцию самостоятельно, необходимо описать организацию продаж (ответственное подразделение, транспортировка продукции и др.)

    В том случае, если заявитель предполагает продавать создаваемую продукцию через посредников, необходимо привести информацию о посредниках, их опыте и наличии сети распределения, а также, в приложении, копии соглашений с посредниками.

    Организация рекламы

    Привести план рекламных мероприятий для продвижения на рынок предлагаемой НТП (использование специализированных изданий и средств массовой информации (СМИ), почтовые отправления и т.д.).

    Приводятся сведения о проведенной на момент представления бизнес-плана рекламе НТП. В приложении даются образцы рекламных обращений.

    Описывается план рекламных мероприятий с указанием средств рекламных коммуникаций (СМИ, участие в специализированных выставках и др.), сроков проведения мероприятий и примерной их стоимости. При большом объеме материалов их целесообразно привести в приложении.

    Сервис и гарантии

    Информация должна быть структурирована по основным подразделам:

    * предоставление гарантии на продукцию после реализации НТП

    * сервисное обслуживание после реализации НТП.

    В подразделе «Предоставление гарантий на продукцию после реализации НТП» приводятся сведения о периоде гарантии и об условиях ее предоставления.

    В подразделе «Сервисное обслуживание после реализации НТП» приводятся сведения о периоде обслуживания, составе сервисных услуг, организации обслуживания.

    4. Органи зационный план производства НТП

    Состояние работ по проекту

    Информация должна быть, структурирована по основным подразделам:

    * наличие технической документации, степень ее технологической проработки

    * наличие лабораторных или опытных образцов

    * основные этапы (календарный план) выполнения работ по проекту включая дату готовности продукции к товарной реализации.

    В подразделе «Наличие технической документации» приводится перечень технической документации, имеющейся на момент представления бизнес-плана с указанием степени ее технологической проработки (эскизная, документация главного конструктора литера «О» и т.д.).

    В подразделе «Наличие лабораторных или опытных образцов» приводятся результаты испытаний образцов, в приложении даются копии актов испытаний.

    В подразделе «Основные этапы (календарный план) выполнения работ по проекту» приводятся основные этапы и сроки выполнения работ по проекту, включая подготовку к выпуску на производстве, организацию производства (тиражирование) НТП, организацию продаж. Указываются соисполнители на каждом из этапов работ. Календарный план составляется по форме (табл. 1).

    Таблица 1. Календарный план работ по проекту

    Образец с примером составления бизнес плана, методика составления

    Бизнес-план – документ, от которого зависит успешное развитие компании, поэтому его составление можно доверить только профессионалу с большой буквы, обладающему не только теоретическими знаниями, но и значительным опытом работы, который сможет учесть все нюансы именно вашего предприятия.

    Одни из главных требований к составлению бизнес-плана – четкость поставленных целей, реальность путей их достижения и наглядность интерпретации выводов. Прочитав составленный бизнес-план, руководитель должен получить ясное и полное представление о планах и возможностях компании а инвестор найти интересные для него формы и способы участия в предложенном бизнесе.

    Методика составления бизнес-плана подчинена стандартам UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). Это специализированное учреждение Организации Объединенных Нации уполномочено содействовать промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству. Большинство иностранных и отечественных специалистов разрабатывают бизнес-планы, руководствуясь именно этими требованиями, это позволяет унифицировать структуру бизнес-плана и сделать его понятным для различных категорий заинтересованных организаций в т.ч. и для иностранных инвесторов. Это важно для компаний, ориентированных на международные рынки.

    В соответствии со стандартами UNIDO бизнес-план состоит из следующих разделов:

    1. Титульный лист

    2. Меморандум о конфиденциальности

    3. Резюме

    4. Описание предприятия и отрасли

    5. Описание продукции (услуг)

    6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

    7. Производственный план

    8. Организационный план

    9. Финансовый план

    10. Направленность и эффективность проекта

    11. Риски и гарантии

    12. Приложения

    На примере рассмотрим содержательные разделы и приведем некий образец составления бизнес-плана:

    Представляет собой отдельный документ, охватывающий наиболее значимые положения бизнес-плана. Резюме – это своеобразный рекламно-ознакомительный буклет, поэтому особое внимание следует уделить подаче содержащегося в нем материала.

    Остальные пункты бизнес-плана призваны подтвердить содержательность заявлений и корректность расчетов всех тезисов бизнес-плана.

    II.ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ

    Содержание этого раздела предполагает наличие публичных сведений о компании, перечисление основных направлений деятельности, описании продукции предприятия. В этом пункте также следует предоставить финансово-экономические показатели деятельности предприятия, ознакомить с кадровым составом и структурой управления. Здесь же важно сказать пару слов об отрасли предприятия, перспективах ее развития, а также предоставить информацию о миссии компании, социальной и корпоративной ответственности, не лишним будет упомянуть и о своих партнерских связях.

    III. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

    Один из важнейших пунктов составления бизнес-плана, то, ради чего, он и составляется. Необходимо позаботиться, чтобы товар или услуга были представлены в наиболее выигрышном свете: были продемонстрированы его высокое качество, уникальность, конкурентоспособность.

    Для презентации потенциальным инвесторам стоит использовать весь спектр доступных средств визуализации: начиная от графических редакторов заканчивая 3D технологиями.

    В этот раздел должна быть включена информация о необходимости лицензирования, патентирования, сертифицирования, важно упомянуть о безопасности и экологичности продукции, гарантийном и послегарантийном обслуживании и т.д.

    IV. МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

    Наименее протоколированный и в то же время, самый сложный, можно сказать ключевой раздел всего бизнес-плана, от содержания которого и будет в большинстве случаев зависеть окончательное решение инвесторов. Задача одна – убедить, что ваше предложение лучшее.

    V. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

    VI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

    VII. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

    Составляя разделы V-VII, следует руководствоваться правилом: краткость – сестра таланта. Здесь следует перечислить только те сведения, которые непосредственно касаются проекта. Откажитесь от массы ненужных цифр и сконцентрируйтесь на значимых, желательно выигрышных для компании данных.

    VIII. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

    В этом разделе предоставляются показатели эффективности реализации проекта, проводится его финансовый анализ. Здесь очень важно не преувеличивать прогнозные величины, а ориентироваться на досконально просчитанные цифры.

    IX. РИСКИ И ГАРАНТИИ

    Здесь необходимо предоставить весомые доказательства платежеспособности предприятия, гарантии возврата заемных средств в случае наступления форс-мажорных обстоятельств или неуспешости проекта. Стоит также перечислить основные предпринимательские риски от которых страхуется компания и методы страхования.

    ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

    Следует учитывать определенную специфику составления бизнес-плана для крупных и мелких предприятий, для тех, кто только начинает бизнес впервые и для тех, кто давно уже существует на рынке. Если бизнесу уже есть пара лет, то можно предоставить основные показатели в динамике, по сравнению с прошлыми периодами, а новичку придется оперировать лишь расчетными показателями.

    Но в любом случае, предприниматель должен сам верить в успешность своего проекта, от него должна исходить уверенность – это залог успеха бизнеса.

    Вы здесь:
  • Главная
  • Финансовые консультации Образец с примером составления бизнес плана, методика составления
  • Источники: www.homebusiness.ru, laudator.ru, www.bizguru.ru, otherreferats.allbest.ru, ekbnavigator.ru

    Категория: Порядок и форма составления | Добавил: Vladrom (28.11.2015)
    Просмотров: 766 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar