Главная » Статьи » Порядок и форма составления |
Особенности проведения инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженностиОглавление: [скрыть ] Механизм проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностиПроверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности входит в основные задачи инвентаризации на предприятии. При проведении инвентаризации расчетов предприятие-кредитор должно передать всем своим дебиторам соответствующие документы о задолженности. Дебиторы, в свою очередь, обязаны подтвердить свой долг перед предприятием-кредитором или заявить собственные возражения. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится минимум раз в отчетный год. Ниже приведен пример осуществления инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Порядок проведения инвентаризации, описиПроведение инвентаризации задолженности и обобщение ее результатов нужно осуществлять в таком порядке:
Нюансы проведения инвентаризацииПо самой Инструкции проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов, документов и расчетов, денежных средств, инициативу в проведении сверки расчетов предоставляют кредиторам, то есть тем, у кого присутствует дебиторская повинность. Они обязаны составить согласно своим данным акт о сверке задолженности и направить своим контрагентам на согласование. Если задолженности совпадают, значит, данные правильны. Если же они не совпадают, дебитор имеет право попросить кредитора предоставить документы, на основании которых учитывается долг. Соответственно, кредитору следует их предоставить или сообщить о причинах непредставления или же отсутствия документации. Если после обмена документацией и дальше остаются вопросы, тогда сторонам при осуществления экспортно-импортных операций нужно обратиться в Международный коммерческий арбитражный суд. Когда проводится инвентаризация задолженности взаиморасчетов, выясняется, что по некоторым видам дебиторской и кредиторской задолженности закончился срок исковой давности, их заносят в отдельную справку, которую добавляют к акту инвентаризации. В ней указывают полные названия лиц кредиторов, дебиторов, суммы, даты, причины и основания возникшей задолженности. Если истекает срок исковой давности по дебиторской задолженности. дополнительно указывают лиц, виновных в самой просрочке. После утверждения руководителем протокола о проведенной инвентаризации результаты отражают в бухгалтерском и налоговом учете. Особенностью экспортно-импортных операций является то, что период исковой давности - не три года, он зависит от того, право какой страны распространяется на отношения сторон договора. Если сторонами договора являются страны, присоединившиеся к Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров, то срок исковой давности равен четырем годам. При этом Конвенция ограничивает максимальный срок исковой давности - 10 лет. Последствия списания дебиторской и кредиторской задолженности по минувшим срокам исковой давности, возникшей при осуществлении экспортно-импортных операций вследствие получения от нерезидента или перечисления нерезиденту предварительной оплаты за товары или услуги, а также получения от нерезидента или поставки нерезиденту товаров или услуг. Текущую дебиторскую повинность, по которой есть все основания полагать ее невозврат должником или по которой истек период исковой давности, определяют как безнадежную. По истечении срока исковой давности такую дебиторскую повинность списывают за счет резерва сомнительных долгов или при его недостаточности - за счет сомнительных и безнадежных долгов с отражением на балансовом счете Списанная дебиторская задолженность не менее трех лет. В налоговом учете согласно Закону РФ О налогообложении прибыли предприятий в сумму безнадежной задолженности по отгруженным на экспорт товарам включаются валовые расходы, поскольку при экспорте был отражен валовой доход. Однако в соответствии с этим Законом безнадежная задолженность включается в состав валовых расходов только в случае, когда соответствующие меры по ее взиманию не дали положительного результата. По дебиторской задолженности, возникшей в результате осуществления отечественным покупателем предварительной оплаты за товары или услуги, право на валовые расходы возникает только на дату фактического оприходования товара, а не на дату оплаты. Поэтому такую безнадежную финансовую повинность можно отнести к валовым расходам согласно Закону РФ О налогообложении прибыли предприятий , поскольку она не была зачислена в валовые расходы ранее, только при условии, что покупатель-кредитор принял соответствующие меры по взиманию долга. Последствия инвентаризацииКогда проведена инвентаризация дебиторской задолженности и кредиторского долга, предприятие должно составить акт инвентаризации. Форма такого акта инвентаризации (№ ИНВ. - 17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами») утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 т (с внесенными изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 года) с указанием в ней лиц, виновных в просрочке срока исковой давности по дебиторской задолженности, а также с названий, адресов дебиторов, кредиторов, сумм, дат, оснований возникновения задолженности и документа, подтверждающего долг. В акте об инвентаризации задолженности отмечают и безнадежный долг. При этом, если вдруг на предприятии было создано некоторое количество сомнительных долгов, списание безнадежного дебиторского долга из активов осуществляется за счет такого резерва с обозначениями: «Резерв сомнительных долгов», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами». При недостаточности суммы определенного резерва или его отсутствия безнадежная дебиторская задолженность списывается с активов на другие операционные расходы с указанием статьи - «Сомнительные и безнадежные долги». Кредиторская повинность должна быть списана в случае, если она не подлежит погашению, то есть уже не соответствует признакам задолженности. При этом сумма списанной кредиторской задолженности включается в состав дохода отчетного периода. Номер счета задолженности, по которой закончился срок исковой давности, это 6-й класс счетов с названием «Доход от списания кредиторской задолженности» (если говорится о долгах операционной деятельности) и «Прочие доходы» - в остальных случаях. Отправленные и подтвержденные выписки (акты сверки), расчетно-платежные документы (если имеют место незафиксированные поставки) передаются инвентаризационной комиссии для подтверждения реальности задолженности. Если до конца отчетного периода расхождения не решены, расчеты с кредиторами и дебиторами отражаются каждой из сторон в своем балансе в денежном эквиваленте. Заинтересованная сторона (как правило, кредитор) обязана передать материалы о разногласиях на разрешение соответствующих органов (обычно в хозяйственный суд). Итак, с одной стороны, предприятие направляет выписки (акты сверки), расчетно-платежные документы как кредитор, с другой - получает такие документы от своих контрагентов.Таким образом происходит инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии. Поделитесь полезной статьей: Документ. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженност ей Уважаемые читатели, позволим себе напомнить вам, что проверка состояния расчетов с покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками) является одной из главных задач инвентаризации. При ее проведении комиссия устанавливает наличие у предприятия дебиторской или кредиторской задолженностей, проверяет их реальную величину, принимает необходимые меры для устранения разногласий с покупателями и поставщиками по выявленным суммам. Комиссия проверяет также состояние расчетов с другими дебиторами и кредиторами (расчеты по заработной плате, с подотчетными лицами и пр.). Порядок документального оформления инвентаризации В ходе ее проведения комиссия должна: 1) оформить выписки, указывающие на реальное существование дебиторской задолженности и направить их всем дебиторам предприятия. Предприятия-дебиторы обязаны в течение 10 дней со дня получения этих выписок подтвердить такую задолженность или заявить свои возражения по этому поводу 2) потребовать по неотфактурованным поставкам от поставщиков расчетно-платежные документы (после проверки бухгалтерией предприятия таких поставок). Поставщикам необходимо предоставить требуемые документы либо заявить об отсутствии задолженности. Если их предоставление невозможно, поставщики должны сообщить о причине этого. На конец отчетного периода на счетах учета расчетов с покупателями и поставщиками, другими дебиторами и кредиторами могут оставаться только несогласованные суммы. Если расхождения по расчетам, обнаруженные при инвентаризации, на дату составления баланса не устранены или остались невыясненными, то каждая сторона признает правильными и отражает в балансе те суммы задолженностей, которые подтверждаются данными бухгалтерского учета. Далее сторона, заинтересованная в устранении выявленных расхождений, передает материалы о них в соответствующие органы (например, в арбитражный суд). Внимание! Комиссия должна обязательно согласовать с учреждениями банков и налоговыми органами суммы по расчетам с ними, поскольку наличие несогласованных сумм в таких случаях не допускается. По окончании инвентаризации расчетов комиссия должна составить акт. В этом документе указываются не только названия дебиторов и кредиторов, даты возникновения и размеры задолженностей, но и причины их возникновения, и меры, которые были предприняты предприятием для устранения таких задолженностей. Если при инвентаризации выявлены суммы дебиторской или кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности, тогда к акту инвентаризации прилагается еще и справка, в которой комиссия отражает: 1) лиц, виновных в истечении срока исковой давности дебиторской задолженности 2) реквизиты дебиторов и кредиторов, по расчетам с которыми сроки исковой давности истекли 3) даты, причины, основания возникновения и суммы вышеуказанных задолженностей. Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации Задолженность с истекшим сроком исковой давности, которая признана безнадежной, подлежит списанию с балансовых счетов с одновременным отражением ее на забалансовом счете. В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 10 "Дебиторская задолженность" (далее - П(С)БУ 10) безнадежной дебиторской задолженностью признается текущая дебиторская задолженность, в отношении которой у предприятия существует уверенность в том, что она не будет возвращена должником или по которой истекли сроки исковой давности. Списание безнадежной задолженности осуществляется следующим образом: 1) на прочие операционные расходы отчетного периода, когда задолженность не связана с реализацией продукции, товаров, работ, услуг или резерв сомнительных долгов на предприятии не формировался 2) за счет резерва сомнительных долгов. Рассмотрим на условных числовых примерах, приведенных в таблицах 1 и 2, списание дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Пример 1. При инвентаризации расчетов на предприятии А комиссия установила наличие дебиторской и кредиторской задолженностей, которые образовались до 01.07.97 г. Дебиторская задолженность возникла в связи с отгрузкой продукции собственного производства другому предприятию на общую сумму 7200 гривен, в том числе НДС - 1200 гривен. Сумма дебиторской задолженности учитывалась при формировании резерва сомнительных долгов. Кредиторская задолженность - в связи с приобретением производственного сырья на общую сумму 3600 гривен, в том числе НДС - 600 гривен (см. таблицу 1). Таблица 1 ____________________________ Проведение инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженностиСуществует определенный регламент проведения процедуры инвентаризации. Для гарантии получения наиболее точных данных в бухучете с дальнейшим занесением в отчеты организациям, согласно статье 12 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 №3321-XII «О бухучете и отчетности (далее Закон №3311-XII), необходимо регулярно осуществлять инвентаризацию существующих финансовых средств. Регламент проведения обязательной годовой инвентаризации дебиторских и кредиторских расчетов и правила отображения проверенных данных в бух и налоговом учетах. Инвентаризация взаиморасчетов компаний должна проходить ежегодно, не реже одного раза, обязательно при подготовке итоговой годовой бух. отчетности (указания согласно п.№8 Инструкции №180 от 30.11.2007 по инвентаризации существующих активов и обязательств, которая была утверждена Постановлением Минфина Республики Беларусь – далее по тексту Инструкция №180). Перед проведением запланированной инвентаризации руководством организации издается приказ, в котором указываются сроки переучета, объекты учета и состав членов комиссии (п.№12 Инструкции №180). Итоговый годовой учет обязательно проводят не ранее начала декабря (указание в п.№7 Инструкции №180), где непосредственно определяется цифра непогашенной, по состоянию на 01 ноября, кредиторской задолженности. В нее обязательно включаются суммы с уже истекшим сроком исковой давности, а, также, обязательно, составляются так называемые акты сверки взаиморасчетов с текущими клиентами (п.№63 Инструкции №180). Эта инвентаризация призвана проверить обоснованность цифр задолженностей, как самой организации, так и контрагентов, указанных в бухгалтерской отчетности, которые числятся на бухгалтерских счетах, а, также, производится проверка наличия соответствующих документальных подтверждений, на основании коих проводится начисление и списание указанных в отчете сумм (п.№62 Инструкции №180). По мере продвижения переучета при помощи актов сверки, высланных организациям-клиентам, бухгалтерия сверяет взаиморасчеты. К самому шаблону акта сверки законы не предъявляют чрезмерных требований, поскольку он не числится первичным документом, а потому сам документ может быть составлен в любой форме. В актах сверки при переучете негласно принято проставлять сальдо взаиморасчетов, заверенное личными подписями исключительно главбухов либо уполномоченных правом подписи соответствующих документов лиц. В ситуациях планирования проведения взыскания задолженности с помощью судебного разбирательства, бланк акта сверки подлежит обязательному дополнению, а именно в него должны быть включены номер и дата нарушенного договора, его суть (услуги или товар с указанием цены предоставленных услуг) и первичные учетные документы, по которым образовался долг. Подпись имеют право проставлять только руководители либо наделенные ими правом заверения особами всех заинтересованных сторон (Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.05.2009 №02-43/1066 «О судебном приказе» (далее – Разъяснение №02-43/1066)). Правила оформления итогов проведенной инвентаризацииПри оформлении итогов переучета формируется акт инвентаризации взаиморасчетов с клиентами-контрагентами, используя при этом форму №14-инв (далее – акт инвентаризации). По сути, он является актом инвентаризации кредиторской задолженности. Этому документу сопутствует справка, соответствующая приложению к указанной форме №14-инв (п.№62 Инструкции №180, приложение №19 к той же инструкции). Во время составления справки к акту и№14-инв в пунктах с №4 по №6 обязательно проставляется дата, с которой начал числиться образовавшийся долг с обязательным указанием точной цифры, отображенной в бухучете. В пунктах под номерами, соответствующих цифрам 3 и 4, проставляются сведения об итогах сверки взаиморасчетов с клиентами (как согласованная – та, которую подтвердили по итогам процесса сверки, так и несогласованная суммы долга по итогам обработки вышеупомянутых документов сверки). При условии подписания акта сверяемых цифр без каких-либо претензий сумму долга по акту надо проставить в строку №3, если есть задолженность, которая подтверждена лишь частично, то цифра, подтвержденная клиентом, проставляется в соответствующем пункте №3, а не согласованная – в пункт №4. В ситуациях, когда контрагент не подписал весь акт, указанная в нем цифра вписывается в отведенный для этих случаев пункт №4. Учитывая моменты, когда клиенты по каким-либо причинам не успевают вовремя подтвердить соответствующий документ сверки, акты направляются заказной почтой с уведомлением, что при условии не возврата в указанную дату согласованного адресатом акта сверки, сумма долга, оговоренная в отосланном документе, станет числиться верной, и тогда эта цифра заносится в пункт №3 акта итогов инвентаризации. При этом надо не забывать, что подобная случай только неявно подтверждает существования долга у клиента и факта признания им этой ситуации, и при возникновении судебного разбирательства, вышеуказанный факт учитываться ни в коем случае не станет. Главной из функций переучета взаиморасчетов является списание долгов с истекшими сроками давности. К тому же, к списанию подлежит недоступная для взыскания дебиторская задолженность. Долгом этого вида признается задолженность уже аннулированных на дату сверки юрлиц, а также индивидуальных предпринимателей, ныне завершивших занятие своей деятельностью, о которых существует регистрация записи в Едином государственном реестре. Суммы долгов с истекшими сроками исковой давности отображаются в пункте №5 акта инвентаризации. Например: По данным ТТН-13 № 123123 от 13.02.2012 клиенту ООО «Лидер-Ат» произведена отгрузка товара на 147258 руб. Согласно договору, платеж должен был поступить сроком в 20 банковских дней начиная с даты выгрузки. На момент переучета и сверки долг не погашен. В пункте №4 указана дата 13.02.2012. Исходя из ситуации, срок погашения долга истек 14.03.2012, то есть обязательство числится уже просроченным. Клиенту был направлен заказным письмом документ сверки, однако в упомянутые сроки акт с согласованием или опровержением не был отправлен. Долг, как подтвержденный, указывается в пункте №3 акта фиксирования инвентаризации. С 15.03.2012 начнется отсчет срока исковой давности. Поскольку при процедуре переучета срок исковой давности числится не истекшим, то эта цифра в пункте №5 не фиксируется. Понравилась статья про банкротство? Нажми на самую красивую кнопку - расскажи друзьям! Будь первым! Акт инвентаризации расчетов с контрагентами форма ИНВ-17Унифицированная форма ИНВ-17 – это акт инвентаризации, который используется для отражения сведений о расчетах с поставщиками, покупателями и прочими контрагентами. К акту прикладывается справка, которая является его приложением, на основании этой справки и оформляется акт инвентаризации ИНВ-17. В данной статье предлагаем скачать бланк акта ИНВ-17, бланк справки – приложения к нему, а также заполненные образцы формы ИНВ-17 и приложения к нему. Данные документы заполняет инвентаризационная комиссия, утвержденная приказом, составленным с применением унифицированной формы ИНВ-22, скачать образец которой можно здесь . Заполняются два экземпляра акта, один комиссия передает ответственному бухгалтеру, другой оставляет себе. При инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности необходимо проверить сведения не только по расчетам с поставщиками и покупателями, но и с персоналом, бюджетом, фондами и прочими дебиторами и кредиторами. Для отражения данных по расчетам с поставщиками и покупателями применяется форма ИНВ-17. Перед заполнением акта ИНВ-17 нужно оформить сперва приложение к нему – справку, бланк которой вы можете скачать внизу статьи. Справка отражает подробные сведения по каждому дебитору, кредитору, их контактные данные. Кроме того, приводится подробные данные о возникновении долга: за что, дата начала, сумма, документ, на основании которого она возникла. На основании заполненного приложения к форме ИНВ-17 оформляется акт инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками. Образец заполнения справки можно скачать в конце статьи. На заметку! При проведении инвентаризации основных средств заполняется инвентаризационная опись ИНВ-1, образец которой можно скачать здесь. для нематериальных активов - ИНВ-1а. для ТМЦ - опись ИНВ-3 . Как заполнить бланк акта инвентаризации ИНВ-17?На основании справки приложения к форме ИНВ-17 заполняется бланк акта инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями. Отдельно заполняются данные по дебиторам и кредиторам. На первой странице отражаются сведения о дебиторской задолженности, указывается: Для каждого дебитора заполняется отдельная строка, после чего выводятся итоговые значения сумм по таблице. По итогам заполненного акта инвентаризации ИНВ-17 все члены комиссии ставят свои подписи. Скачать образец заполнения акта также можно ниже. Бланк акта инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями ИНВ-17– скачать . Образец заполнения формы ИНВ-17 – скачать . Справка приложение к форме ИНВ-17 – скачать . Образец заполнения справки – скачать . Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности1. Когда и зачем необходимо проводить инвентаризацию задолженности. 2. Какие документы и счета подлежат проверке в процессе инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. 3. Как оформить проведение инвентаризации задолженности, чтобы наиболее эффективно использовать ее результаты. Дебиторская и кредиторская задолженность, как часть активов и обязательств организации, подлежит обязательной инвентаризации, в соответствии со статьей 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом не секрет, что значимость инвентаризации часто недооценивают и проводят ее лишь «для галочки» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, чтобы формально не нарушить закон. Однако в случае с долгами дебиторов и кредиторов такой поход неприменим и, более того, не выгоден самой организации. Главная причина, по которой инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности заслуживает особого внимания, в том, что эта процедура позволяет выявить сомнительные и безнадежные долги. Результаты инвентаризации используются в управленческом учете, как информационная база для работы с дебиторской задолженностью, а также в бухгалтерском и налоговом учете для создания резерва по сомнительным долгам и списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию. Поэтому очень важно своевременно и качественно проводить инвентаризацию задолженности, а также правильно оформлять ее результаты. Как это сделать – узнаете из этой статьи. Сроки и цель проведения инвентаризации задолженностиИнвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, или инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, что фактически одно и то же, должна обязательно проводиться в следующих случаях (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н): . Обратите внимание: Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться по состоянию на 31 декабря отчетного года включительно (Письме Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Таким образом, работа по инвентаризации задолженности может и, скорее всего, будет проводиться уже после 31 декабря, соответственно, и документы, оформляющие проведение инвентаризацию будут датированы более поздней датой. Однако в учете результаты инвентаризации, например, списание задолженности с истекшим сроком исковой давности или не подтвержденной документально, должны быть отражены той датой, по состоянию на которую проводится инвентаризация, то есть 31 декабря отчетного года (п. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Помимо обязательной инвентаризации, организация вправе выверять дебиторскую и кредиторскую задолженность в те сроки и с такой периодичностью, которые максимально отвечают потребностям учета, менеджмента и т.д. Например, если в организации предусмотрено поквартальное составление и предоставление бухгалтерской отчетности собственникам, то вполне логично проводить инвентаризацию задолженности на последнее число каждого отчетного периода. При этом порядок проведения инвентаризации (периодичность, сроки, количество инвентаризаций, конкретное виды расчетов, подлежащие проверке и т.д.) должен быть закреплен в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»). Целью проведения как обязательной, так и добровольной инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности является: Таким образом, инвентаризация задолженности предполагает не только «техническую» работу по сверке учетных данных с первичными учетными документами, но и последующий анализ полученных результатов. На первоначальном этапе необходимо определить «фронт работ», то есть те счета бухгалтерского учета, которые подлежат проверке. В случае обязательной инвентаризации задолженности проверяться должны дебетовые и кредитовые сальдо на всех счетах расчетов. Если же инвентаризация проводится по инициативе самой организации, то перечень счетов может быть сокращен. Источники:
| |
Просмотров: 1891 | |
Всего комментариев: 0 | |