Главная » Статьи » Образцы актов и анкет |
Как написать рецензиюЗапомни: рецензия на. - отзыв о. Рецензия - это отзыв, критическая оценка творческой работы. Общее впечатление от работы (удовлетворила ваши ожидания или нет что особенно интересно, а что огорчает и т. п.). Замечания о существе темы и её реализации в сочинении. 2. Главная часть. Отвечает ли содержание сочинения выбранной теме, не вышло ли за её пределы или, может быть, отступило от неё. Повлияло ли это на выражение идеи сочинения достаточно ли ясно она выражена. Композиция сочинения логика движения мыслей, последовательность в передаче материала. (Если есть нарушения в логике, то чем вызваны). Все ли суждения аргументированы какие аргументы используются: эпизоды произведения, цитаты, высказывания критиков и т. п.? Какие мысли, по вашему мнению, пропущены есть ли фактические ошибки, ошибочные положения? Как выражено отношение самого автора сочинения к тому, о чем он пишет. Какие образные средства использованы для этого? Имеются ли стилистические ошибки? Какие? Характер орфографических и пунктуационных ошибок. Внешнее оформление работы. 3. Заключительная часть . Обобщение сказанного выводы оценка. Кaк писaть рецензию нa сочинение ученикa - гдз - готовые домашние задания за 1-11 класс решебник онлайнРецензии на «Жил-был Бог, сочинение ученика СерёжиУра! Опять сочинение! - Школа 2100Рецензии на произведение «Жил-был Бог, сочинение ученика Серёжи Синицына Мне всегда хотелось писать сочинения в школе на такие темы, где сочинение - Как правильно написать сочинение, рецензиюписать сочинения. Проблеме «Как научить писать со Абсолютно ясно: если ученик, уви дев оценку за тельской рецензии на сочинение. Еще в 1837 Сочинение в выпускном классеМетодическое пособиеОглавлениеВведение Глава 1 Особенности композиции сочинения-рецензии Глава 2 Оформление микротем Глава 3 Начало сочинения Глава 4 Способы и средства связи предложений Глава 5 Типы речи Глава 6 Особенности публицистического, научно - популярного, художественного стиля в таблицах Глава 7 Образцы обучающих сочинений - рецензий Заключение Список использованной литературы Введение Каждый учитель русского языка и литературы, готовящий учеников к ЕГЭ по русскому языку, сталкивается с проблемой: как научить ребят писать сочинение - рецензию. В последнее время выпускается много пособий, которые могут оказать значительную помощь в подготовке к ЕГЭ. Но не все учебники содержат обобщенный практический мате риал для учителя и выпускника по варианту С. Цель данной работы – обобщить свой опыт работы в обучении составления сочинения-рецензии, чтобы оказать практическую помощь учителям русского языка в подготовке выпускников к ЕГЭ (вариант С - составление сочинения - рецензии). Для дос тижения цели были поставлены следующие задачи . - систематизировать материал, используемый автором работы в подготовке к ЕГЭ (ва риант С) - прежде всего, изложить материал, разработанный автором работы и необходимый в подготовке к составлению рецензии - показать особенности работы с текстами разного стиля - познакомить с обучающими сочинениями - рецензиями к текстам разного стиля. В числе тех пособий, которые могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует назвать «Подготовка учащихся к единому экзамену по русскому языку. Часть С. Образцы рецензий» Ермаковой Г.А. Васильевой Ф.И. 2 Пособие адресовано учителю и ученику. Оно посвящено методике работы над текстом, содержит рекомендации для учителя по анализу текста, речевые образцы, представляет рецензии, написанные учащимися школы ЧР. В нем имеется кодификатор элементов содержания по русскому языку. «Практикум по написанию рецензий на итоговом экзамене по русскому языку» Ермаковой Г.А. 3 предлагает образцы написания рецензий, методические шаги для выстраивания работы. Пособие имеет практическую направленность, в нем даны советы, как начинать и завершать сочинение-рецензию указываются основные параметры, стили речи, в него включены в качестве приложения критерии оценки рецензий , образцы сочинения автора данной работы (стр. 9, 14-15, 15-16, 16-17). В учебнике «Русский язык. Грамматика. Стили речи». Власенковой А.И. Рыбченковой Л.М. 1 основное внимание уделяется важнейшее единицы речи – тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. Пособие «Трудности ЕГЭ по русскому языку» Кудяковой Т.А. 6 представляет собой руководство по выполнению заданий по всем частям ЕГЭ. В частности, в нем проведены языковые и речевые стандарты – клише, используемое при рецензировании, прилагаются справочные, лингвистические материалы и функциональная характеристика выразительных средств. С целью выработки навыков лингвистического анализа и рецензирования текста продемонстрированы образцы сочинений-рецензий, изложения с элементами сочинения, экзаменационное сочинение. «Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.» Капинос В.И. и других содержит различные виды изложений, тексты для изложений представлены в системе, отражающей последовательность ознакомления учащихся со стилями и типами речи. Автор данного пособия: - обобщил средства связи предложений текста - указал на особенности подтипов рассуждения, описания, которые встречаются в текстах - составил таблицу, отражающую особенности работы с текстами разных стилей - составил обучающие сочинения - рецензии к текстам разных стилей. В составлении этого методического пособия автор прежде всего исходил из того, что сведения, необходимые выпускнику при подготовке к составлению рецензии, не полностью отражены в вышеупомянутых учебниках. В учебниках, указанных в списке использованной литературы и изданных до 2003 года, содержится подробная информация о стилистике, приводятся рекомендации, как работать с текстом разных стилей, предлагаются тренировочные упражнения. Вообще в пособиях, напечатанных с 2003 года, имеются некоторые реко мендации к составлению рецензии. Однако на практике учитель сталкивается со многими вопросами, которые не освещаются в брошюрах, адресованных учителю, ученику, абиту риенту. Данная работа адресована прежде всего учителю. Автор считает, что пособие имеет практическую направленность для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, поможет учителю успешнее под готовить выпускников к сочинению - рецензии. Оно может быть использовано и абитури ентом: изложено доступным языком, проиллюстрировано примерами. Глава 1. Особенности композиции сочинения – рецензии Сочинение-рецензия состоит из четырёх частей: 1.Начало сочинения. 2.Содержание. 3. Форма. 4.Личностное восприятие. Во второй части сочинения–рецензии (содержании) должны быть определены: 1) ведущая тема 2)микротемы (количество микротем не всегда совпадает с количеством абзацев, в большом абзаце можно выделить несколько микротем, несколько маленьких абзацев могут составить одну микротему) 3)проблема: широко – философская, нравственная, экологическая, эстетическая, конкретно – исходя из ведущей темы 4)идея, авторская позиция. В третьей части (форме) указываются: 1)стиль речи 2)тип речи 3)способ связи между предложениями (цепная (контактная) или параллельная (дистанционная)) 4)языковые средства, характерные прежде всего стилю анализируемого текста, их роль. В рецензии желательно применять разные виды построения, рассуждения. Например: тезис – риторический вопрос? («Мост», соединяющий тезис с доказательством) – доказательства (Данный текст принадлежит описанию. Почему я так считаю? Текст отвечает на вопрос: каково вокруг? (описание природы). Автор изображает солнце, небо, ветер и т.д.). Тезис – доказательства (В тексте встречаются разные художественные средства. Эпитеты легкие (облака), тихий (ветерок), ласковое (солнце), создает общую картину теплого летнего дня. Ярче представлять окружающий мир помогают и метафоры: плывут (облака), волнуется (рожь)). Глава 2. Оформление микротем В оформлении микротем важно сохранить единообразие. Микротемы могут представлять собой: 1) распространённое существительное, например: вопросы, волнующие родителей призывников, методы воспитания молодых солдат необходимость борьбы с произволом в армии 2) сложноподчинённые предложения, например: в первой микротеме говорится о том, какие вопросы волнуют родителей призывников во второй сообщается о том, как воспитывали в воинской части молодых солдат, в третьей рассказывается …, в четвёртой повествуется 3)повествовательные предложения: родителей призывников волнуют вопросы службы в армии в армии применяют жестокие методы воспитания молодых солдат случай в воинской части №7324 не единичен 4) вопросительные предложения: Что такое биосфера? Как накапливается энергия в биосфере? Как совершается круговорот в биосфере? Глава 3. Начало сочинения В пособии Ермаковой Г.А. «Практикум по написанию рецензии на итоговом экзамене по русскому языку» названы 7 вариантов начала сочинения. Однако в нём не ко всем вариантам приведены образцы. Практика показывает, что учащиеся быстрее усваивают следующие варианты начала сочинения: 1. начать с указания проблемы, её актуальности, значимости – составление риторических вопросов: Какие вопросы волнуют сегодня родителей призывников? Что происходит в сегодняшней российской армии? Жизнь в армии это служба или выживание, школа мужества или наказание? Об этом размышляет в своём тексте В.Матвеева. 2. С размышления на тему, которая затрагивается в тексте. Мучительные, тревожные вопросы встают сегодня перед родителями призывников. Нет доверия к российской армии. Страшно отдавать в армию своего сына: армия перестаёт быть школой мужества, и солдату приходится, скорее всего, не служить, а выживать. Нелегко искоренить дедовщину, издевательство над молодыми солдатами, унижение человеческого достоинства, жестокость и насилие. Об этом текст В. Матвеевой. 3.С краткого сообщения о писателе, являющемся автором текста. В творчестве И.С.Тургенева изображается загадочность души русского человека души крестьянина, который, несмотря на тяжкое крепостничество, сохранил в себе щедрость, открытость, любовь к свободе. Глубина души, неподдельность, искренность, тяга к воле раскрывается в русской народной песне. Об этом же говорится и в данном тексте. 4.С лирического размышления. Как удивительно прекрасна природа, пробуждающаяся от долгого зимнего сна! Март улыбнётся тепло – оживает всё окружающее. Щедро и приветливо распахнёт апрель ворота - и затрещит, загудит, запоёт, забурлит весна. Именно об этом текст Л. Н. Толстого. Первый и второй варианты начала сочинения обычно используются при работе с текстом публицистического и научно-популярного стиля. Третий и четвёртый – рекомендуются при составлении рецензии к тексту художественного стиля. Третий вариант приемлем только в том случае, если ученик имеет представление о творчестве писателя. Глава 4. Способы и средства связи предложений Связь между предложениями текста бывает цепная (контактная) или параллельная (дистанционная). Что же представляет собой каждая из них? Цепная связь – мысль движется от одного предложения к другому и осуществляется обычно в повторе слова из предыдущего предложения, развёртывании его в последующем предложении. Параллельная связь – употребление предложений, в которых одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, видовременная соотнесённость (Кудинова Т. А. «Трудности ЕГЭ по русскому языку». Ростов-на-Дону, Феникс, 2004, стр.130). Чтобы учащимся понятна была суть этих связей, можно изобразить так: ребята стоят в одном ряду, берутся за руки, рука моя – в твоей руке (что-то из одного предложения переходит в другое) – это цепная связь если руки разъединены – это параллельная связь. Однако ни в одном из учебных пособий, адресованных учащимся, абитуриентам не указывается средства связи между предложениями текста. Чаще всего в текстах, предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку встречаются следующие средства связи: 1) замена имени существительного на местоимение (За огородом есть колхозный сад. В нём растут яблони, груши, сливы.) 2) однокоренные слова (За садом есть озеро. В озёрной воде видны даже камушки.) 3) лексически оправданный повтор. (За огородом есть пруд. В пруду плавают гуси, утки) 4) лексически оправданный повтор и указательное местоимение (За огородом сад. В этом саду яблони) 5) замена обстоятельства (существительного, наречия) наречиями там, здесь, туда, и т.д. а) В лесу было хорошо. Там пели птицы, б) Я люблю ходить в лес. Туда меня всегда тянет 6) антитеза (использование лексических и контекстных антонимов, противительного союза. а) От нагревания железо расширяется. а от охлаждения оно сужается, б) Сто лет назад люди не знали телевизора. Сейчас без телевизора не обходится ни одна семья, в) Черёмуха давно отцвела. Но зато сирень благоухала) 7) высказывания в первом предложении замена словом во второй (Солнце ещё не зашло. Это помогло Олегу завершить дело) 8) контекстные синонимы (Это был хозяин леса. Мужчине было лет 40) 9) наличие во втором предложении указания на часть целого, о котором говорится в первом предложении (Деревья стояли голые. Яблони и берёзы ещё сохраняли листочки) 10) второе предложение - неполное (парцелляция) (Дом был заброшенный. Ветхий, с разбитыми окнами). Если предложения текста связаны дистанционно, то средства связи в основном следующие: 1) синтаксический параллелизм (Лошади устали от продолжительной жары. Люди утомились от долгого пути) 2) анафора (единоначатие) (Не раз снился потом этот дурной сон. Не раз он вскакивал средь ночи, пытаясь куда-то бежать) 3) по смыслу: (Весна. Солнце начинает припекать сильнее. На санных дорогах стоит вода.) Глава 5. Типы речи В тексте, предложенном для анализа, встречаются разные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Поэтому очень важно знать признаки каждого типа речи. Чем же характеризуются повествование, описание, рассуждение? Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. Описание - словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей. (Т.А.Кудинова. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону « Феникс», 2004, стр.129.) Однако такие типы речи, как описание и рассуждение, имеют свои подтипы. Описание предмета отвечает на вопрос: каков предмет? Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках. а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами (подобрала Алексеева И.В.) Описание места отвечает на вопрос: что где находится? Молчаливый лесной сумрак посветлел с одной стороны, и меж деревьев мелькнул водный простор. С крутого песчаного берега открылось озеро. Необозримо уходило оно, отодвинув леса до синего горизонта, и изумрудно-зелёные острова бесчисленными стаями покрывали светлое лицо его. Узкими протоками оно тянулось в другие, соседние озера, па сотни вёрст растянувшиеся по угрюмому, суровому, молчаливому краю, с одной стороны которого катило тяжёлые холодные волны Белого моря, с другой - морозной мглой дышали ледяные поля Северного океана. (А.С.Серафимович). Описание состояния природы отвечает на вопрос: каково вокруг? Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днём таяло на солнце, а ночью дождило до семи градусов наст был такой, что на возах ездили без дороги. Потом вдруг понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи мёл бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих, и подвинулся густой туман, в природе перемен. (Л. Н.Толстой) Описание состояния человека отвечает на вопрос: каково ему? Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось, даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. (По Р. Достян) Рассуждение может быть трёх подтипов. 1. Рассуждение-доказательство отвечает на вопрос: почему? Замечательно быть моряком. Это самая лучшая профессия. Во-первых, у моряков красивая форма. Лента с якорем, белоснежная бескозырка привлекает многих. Во-вторых, моряки отважные, смелые, стойкие люди. Они не боятся трудностей. В-третьих, моряки бывают во многих городах земного шара, знакомятся с достопримечательностями. В-четвёртых, моряки любуются беспредельными морями и океанами, восходом и закатом солнца, лучи которого пляшут на водных просторах. 2. Рассуждение-объяснение отвечает на вопрос: что это такое? Что такое космическая орбитальная станция? Космическая орбитальная станция-это большой искусственный спутник, который движется в постоянной околоземной орбите. На её борту космонавты и учёные производят научные эксперименты и наблюдают за жизнью в невесомости. В космических станциях есть жилой и рабочий салон, а также ванная, приспособленная к условиям невесомости. (Детская энциклопедия: 1001 вопрос и ответ). 3. Рассуждение-размышление отвечает на вопрос: как быть? что делать? Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет, есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах,… Что делать с такой бабушкой? - Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть это близкий человек. Опекать, беречь. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни. (По И.Медведевой) Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)? Матрос вырвался и побежал по палубе, увертываясь и виляя между корзинами, ящиками, людьми. За ним бежал усатый. Они, один за другими, нырнули в проход машинного отделения. Затем вынырнули с другой стороны. Пробежали вверх по грану, дробно стуча подошвами и срываясь со скользких медных ступенек. (В.Катаев). РЕЦЕНЗИЯ НА СОЧИНЕНИЕ УЧЕНИКА ОБРАЗЕЦУспех уже первых сочинений учеников 2 класса будет зависеть от того. т. е. творчество 4) стилистическая и орфографическая грамотность. Потом Сочинение ученика 8 класса А СОГОЯНА АРМЕНА 1980 год. сочинение ученицы 6 класса А ИВАНОВОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ апрель 1985 · 6. 37. МАМА Рецензия на сочинение ученика образец - 1 май 2011. Из сочинений учеников 5-11 классов Кратовской средней школы Московской области. + + +. Я хожу в церковь, потому что мне нравится.Тургенев Иван Сергеевич: Базаров и его мнимые единомышленники: испытанием его характера и. Все рефераты и сочинения. учеником воинствующег 25 сен 2014. Сочинение ученика 4 класса по картине Левитана Золотая осень. На своей картине И. И. Левитан изобразил золотую осень, показа 14 май 2013. Сочинение на тему Моя семья - моя опора. Шевченко Людмила Николаевна. Моя семья - моя опора. Сочинение ученика 5 класс Потому, что рецензия на курсовую работу образец, который вы берете на нашем. работ по сопромату, соблюдались сроки, грамотное оформление. 20 ноя 2011. Это сочинение ученика 11 класса о своей бабушке Заслуживает внимания. не написать о самом дорогом, близком человеке, о моей бабушке. Сочинение ученика 41 <sup>го</sup> класса, школы №715 г. Поэтому мы взяли коньяка 2 бутылки и традиционный детский напиток - виски Джек Ив Необходимо напомнить ученикам, что в сочинении ученик может раскрыть. проблема взаимопонимания и уважения, проблема естественности и. 2 ноя 2014. После отработки навыка написания сочинение ученики приступают к работе над. Благодарная природа и неблагодарный человек. Сочинение ученика 7 класса. Оцените пожалуйста - Форум. Рецензия на научную статью. Образец рецензии. Требования к. Успех уже первых сочинений учеников 2 класса будет зависеть от того. Потом рассматриваются деревья и кусты, листва, трава, цветы, насекомые. Тургенев Иван Сергеевич: Базаров и его мнимые единомышленники: испытанием его характера и. Все рефераты и сочинения. учеником воинствующег 24 окт 2011. Сочинение ученика 3 класса В на тему Моя семья. Артем. Сочинение заочного конкурса Вся семья вместе, так и душа на м 26 дек 2012. Сочинение на тему Моя семья -моя опора. Опубликовано. Сочинение о семье. семья - моя опора. Сочинение ученика 5 класса. 1 май 2011. Из сочинений учеников 5-11 классов Кратовской средней школы Московской области. + + +. Я хожу в церковь, потому что мне нравится. 24 окт 2011. Ивашкин Артем. Сочинение ученика 3 класса В на тему Моя семья. собирать ягоды, грибы, любоваться красотой родной приро 1 апр 2010. Вашему вниманию предлагается сочинение ученика 5В класса Зинкина Егора. Великая Отечественная Война повлияла на судьбу. 15 мар 2014. Автор: Попцов Максим. Сочинение ученика 8-го класса, посвященное подвигу защитников Ленинграда во время блокады. 5. ПОЧЕМУ Я ХОЧУ МИРА. сочинение ученицы 6 класса А. ВОСПОМИНАНИЯ МОЕЙ БАБУШКИ О ВОЙНЕ сочинение ученика 5 класса А" Пособия для подготовки школьников к сочинению. Ученик читает вступление к Медному всаднику (На берегу пустынных волн:. А. С. Пу Рецензия на научную статью. Образец рецензии. Требования к. 7 фев 2014. Колесом за сини горы С о л н ц е тихое скатилось. Прочитайте сочинение ученика на свободную тему. (кофе), благодарен (друг), отчёт (раб Не критикуй авторов текстов - это уважаемые люди и признанные. В декабрьском сочинении ученики в большинстве своем определились с направле Умеем ли мы проверять сочинение?Не секрет, что многие школьники писать сочинения не умеют, не любят и даже боятся. Проблеме «Как научить писать сочинение» посвящено большое количество научно-методических исследований, опытом по обучению написания сочинения делятся на страницах педагогических изданий ведущие учителя литературы. А может быть, взглянуть на проблему с другой стороны? Знаем ли мы, как… проверить сочинение? Ведь школьное сочинение — сложнейший жанр большого объёма, содержащий элементы исследования и творческого самовыражения его автора. Разве можно, оценивая работу, ограничиться только выставлением отметки (как при проверке контрольной работы или теста)? Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не выяснил, за что она поставлена, — сочинение писалось напрасно. Ученик из работы в работу будет допускать одни и те же промахи. Игнорирование учителями педагогической рецензии можно было бы объяснить загруженностью и нехваткой времени. Но если ученик всё же попросит объяснить оценку, учитель должен будет перечитать сочинение, вспомнить свои впечатления и замечания и выразить их, то есть опять тратить время. Проблема видится в том, что учителя не знакомы со спецификой жанра педагогической рецензии и не умеют его создавать. Еще в 1837 году А.Ободовский в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» писал: “Сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений”. Непрерывный процесс совершенствования навыков написания сочинения состоит в умении учащихся исправлять созданный текст и работать над новым с учётом сформулированных учителем замечаний. И ведь сами школьники ждут от нас аргументированной оценки созданной ими творческой работы. Проведённое анкетирование выпускников позволило получить сведения о том, какое место в школьной практике преподавания литературы занимает написание учителями рецензий на сочинения учащихся. 30,2% опрошенных ответили, что учитель не писал рецензий никогда . 56,6% — учитель писал рецензии иногда . и только 13,2% опрошенных отмечают, что учитель писал рецензии всегда . Именно эти выпускники смогли привести пример запомнившейся рецензии учителя. В двух анкетах приведён пример наиболее часто встречающихся реплик учителя, которыми сопровождается выставление оценки: “Тема не раскрыта”, “Тема в общем раскрыта, но есть некоторые недочёты”. Два выпускника приводят примеры рецензий учителей, в которых, по существу, отсутствует оценка самого сочинения — учителя оценивают (используя общие слова) прилежание ученика: “В общем, ничего, старания видны”, “На тебя это не похоже, это не ты писала”. Одна вчерашняя школьница вспоминает рецензию, которая была написана преподавателем на её олимпиадное сочинение. В приведённой рецензии отсутствует аргументация высказанных замечаний: “Несмотря на оригинальность суждений (в чём это проявилось? — Е.Е. ), работа всё же не соответствует жанру рецензии (какие именно признаки жанра отсутствуют? — Е.Е. )”. В сочинении отсутствовали замечания проверяющего на полях, которые могли бы явиться необходимыми аргументами. Следует отметить, что у студентов за время обучения в школе сложилось в целом негативное отношение к учительской рецензии. В 66% анкет отмечается, что учителя в рецензиях зачастую оскорбляют авторов сочинений, отбивают своими замечаниями желание создавать новые творческие работы, нетерпимо относятся к проявлению самостоятельности суждений. Выпускники указывают некорректные слова и выражения, встречающиеся в учительских рецензиях: “балда”, “отвратительно”, “уродский ребёнок”, “ты всё сделал совсем не так”, “никогда не читала ничего более ужасного”, “это бред”, “ты написал полную ахинею”, “ты забыл дома мозги”, “бездарно”, “средненько”, “это недопустимо”, отмечая, что вместо слов “плохо” и “хорошо” лучше употреблять слова “менее удачно”, “более удачно”. “Не следует употреблять слов с негативной оценкой, резкой критикой («неверно», «неправильно», «ужасно», «безобразно»)”. “Я отрицательно отношусь к слову «глупо» в рецензии: на ошибках учатся. Учитель, я считаю, должен относиться очень корректно к своей задаче, если указывать на недочёты, то обязательно в совокупности с положительным отзывом и в правильной форме”. Учащиеся не принимают не только некорректные замечания учителя, но и “лестные, с оттенком фамильярности”. Выпускники подчёркивают: “рецензия должна быть тактична” “недопустимо употреблять слова, которые могут вызвать у ребёнка резкую негативную реакцию и на предмет, и на учителя, и на форму работы” “тон должен быть сдержанным”. В анкетах отмечается, что зачастую учитель оценивает не работу, а качества личности ученика (причём негативные): “Оценивается ведь работа, а не человек. К сожалению, я с таким сталкивалась” “Пусть личность человека отдельно, а его сочинение — отдельно” “Учитель писал: «ты хуже, чем…»” “Ученик не должен почувствовать себя хуже всех”. Выпускники указывают, что рецензии учителей не только не стимулируют дальнейшую творческую деятельность учеников, но “отбивают у ученика вообще желание писать сочинение” “рецензия иногда может понизить существенно самооценку ученика и веру в собственные силы”. Некоторые выпускники отмечают категоричность оценок учителя, игнорирование им попыток ученика высказывать самостоятельные суждения: “Не должно осуждаться мнение автора” “Не следует настаивать на определённой «стандартной» интерпретации произведения. Учитель не должен навязывать свою точку зрения на произведение” “Каждое мнение имеет право на существование, поэтому не надо употреблять «твоё мнение не верно», «ты не прав»” “Очень обидно прочитать: «твоё мнение никого не интересует»”. В двух анкетах выражается мысль, что рецензия — диалог ученика и учителя, поэтому тон рецензии “может зависеть от того, кому предназначена рецензия” “всё зависит от отношений между преподавателем и учеником, и если резкие выражения могут помочь ученику, то почему бы их не использовать?” Вместе с тем все выпускники отмечают, что рецензии на сочинения необходимы. Два отрицательных ответа (“рецензии не нужны”) прокомментированы следующим образом: “Учителя всё равно ничего путного написать не могут”. Самое удивительное, что школьники прекрасно осознают значение рецензии и её задачи.
Таким образом, анкетирование выпускников показало, что учителя литературы, к сожалению, не уделяют должного внимания педагогической рецензии, не рассматривают её как средство формирования у учащихся навыков создания письменных текстов. Мы хотим предложить материалы, которые помогут учителю в создании педагогических рецензий. Структура педагогической рецензии
— Понимает ли учащийся тему и основную мысль сочинения? Насколько глубоко и полно раскрывает их? — Удачна ли композиция сочинения? Последовательно ли изложен материал? — Доказательна ли основная часть сочинения? (Анализ используемой учащимся аргументации.) — Хорошо ли учащийся знает текст произведения? Допускает ли фактические ошибки? Насколько уместно и правильно использует цитаты? — Как учащийся использует языковые средства? (Оценка их разнообразия и выразительности.) Есть ли в сочинении речевые и стилистические ошибки?Обратим внимание: можно выделить две типологические разновидности жанра педагогической рецензии — итоговую рецензию и обучающую рецензию. Первая разновидность является аргументацией выставленной за итоговое сочинение оценки и обращена не только к ученику, но и к любому, кто заинтересован в получении данной информации (родителям, администрации школы, медальной комиссии и так далее). Вторая разновидность создаётся на текущее сочинение, адресована только её автору, включает объяснение поставленной оценки и рекомендации по совершенствованию текста. Алгоритм создания обучающей рецензии— прочесть сочинение и оценить его по всем критериям (см. Структура педагогической рецензии ). В текст рецензии включить оценку только тех критериев, которые являются важными для данного сочинения и данного ученика — вынести необходимые комментарии и замечания по тексту сочинения на поля — учитывать этический аспект оценочного суждения Общая оценка, общее впечатление: — обязательно обращение к ученику — выражение эмоциональной оценки, преобладание словосочетаний “сочинение” + качественное прилагательное: сочинение хорошее, толковое, интересное, сумбурное, продуманное, непродуманное и так далее. Основная часть рецензии: — глаголы 2-го лица: раскрываешь сравниваешь допускаешь не задумываешься не учитываешь и так далее — глаголы 3-го лица, единственного числа, прошедшего времени: (не) раскрыл опустил нарушила (не) использовала — вводные слова, выражающие чувства говорящего: к сожалению к счастью к радости выражающие оценку говорящим степени реальности происходящего: конечно несомненно возможно очевидно по-видимому безусловно указывающие на источник сообщаемого: по мнению критика по-моему указывающие на последовательность мыслей: во-первых во-вторых наконец прежде всего в частности кроме того например представляющие собой призыв к собеседнику: понимаешь пойми пожалуйста скажем предположим — краткие страдательные причастия: ошибки допущены логика нарушена сделан вывод — качественные наречия: хорошо плохо глубоко небрежно невнимательно серьёзно и так далее наречия, смягчающие категоричность суждений: не совсем не всегда иногда . Рекомендации ученику: — глаголы повелительного наклонения: устрани исправь раскрой закончи углуби продумай — риторические вопросы: Почему не работаешь над стилем? Почему не реагируешь на мои замечания? Источники:
| |
Просмотров: 7807 | |
Всего комментариев: 0 | |