Главная » Статьи » Образцы актов и анкет |
Скачать:Предварительный просмотр:Тренировочная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку 15 декабря 2014 года. Вариант 1. «Сравнение – одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее передавать свои мысли и чувства,» -утверждает русский лингвист С.И. Львова. Действительно, сравнение помогает поэтам и писателям передавать точно образы, чувства героев. Обратимся к предложенному для анализа фрагменту текста из научно-фантастического романа «Человек-амфибия» популярного советского писателя-фантаста А.Р. Беляева. Молва окрестила Ихтиандра «морским дьяволом». Почему так случилось? Ловцы жемчуга увидели дельфина, на котором сидело странное существо. В предложении 4 автор пишет: «Чудовище обладало телом человека, а на лице виднелись преогромные, как старинные часы-луковицы, глаза, сверкавшие в лучах солнца подобно фонарям автомобиля». Александр Беляев, описывая чудовище, для его точного представления сравнивает глаза с часами-луковицами, что не могло вызвать чувства изумления у ныряльщиков. Поэтому, несмотря на спасение одного из ловцов жемчуга, спасенный ныряльщик называет спасителя «чудовищем». Ведь он собственными глазами видел, что морское существо имело странный вид: «лапы, как у лягушки сам блестит, как рыба чешуей» (пишет автор в предложениях 43,44). Такое сравнение помогает представить образ «морского дьявола». Таким образом, одно из самых выразительных языковых средств языка – сравнение – помогает точно и выразительно описывать героев, их чувства. (178 слов). ОГЭ 2015 Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка) ЗАДАНИЕ 15.1 ( материал взят из блога Крюковой Марии Анатольевны, учителя русского языка, г.Омск, гимназия №62) Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. Как может быть сформулировано задание С2? В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке. Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты? ! Данная информация оглашению не подлежит. Как сформулировано задание 15.1? Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание. Итак, озвучим основные требования к сочинению. 1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату 2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале 3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ 4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. 1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование 2. писать работу в научном или публицистическом стиле 1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст 2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст. Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1. Шаг 1 . Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Шаг 2 . Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: •о богатстве, выразительности, точности русской речи •о средствах выражения мыслей •о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п. •о взаимосвязи лексики и грамматики •о роли синтаксиса в человеческом общении •о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. Шаг 3. Составляем план сочинения 1. Цитируем высказывание. 2. Объясняем смысл высказывания. 3. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 4. Делаем вывод. План 3 1. Цитируем высказывание. 2. Приводим пример №1 из прочитанного текста. 3. Приводим пример №2 из прочитанного текста. 4. Объясняем смысл высказывания. ! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3. За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы. Пишем сочинение по плану 2. Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл Не забудьте о логическом переходе к аргументам! В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом. К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры. Вместо глагола "сказал" можно употребить другие: •утверждал •рассуждал •отмечал •считал и т.д. Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева. или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. Другие варианты формулировки последнего предложения данной части: •Присмотримся повнимательнее к словам в тексте. (называем фамилию автора текста) •Обратимся к тексту русского писателя. (фамилия автора текста) •Докажем эту мысль на примерах из текста. •Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста. Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов: Таким образом, общие требования к аргументам таковы: •примеров должно быть 2 •примеры должны быть из прочитанного текста •приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. Например: Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте). При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. Шаг 6. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом. Итак. Следовательно. В итоге можно прийти к такому выводу. В заключение можно сказать, что. Обобщая сказанное. Из этого следует, что. и т.д. Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. Примерный образец экзаменационного сочинения: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ЗАДАНИЕ К СОЧИНЕНИЮ Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. ТЕКСТ К СОЧИНЕНИЮ (1)Я искал камешки на диком пляже. (2)Накануне штормило, волны, шипя, переползали пляж до белых стен приморского санатория. (3)Сейчас море стихло, ушло в свои пределы, обнажив широкую, с синим отливом, полосу песка, отделённую от берега валиком гальки. (4)Этот песок, влажный и такой твёрдый, что на нём не отпечатывался след, был усеян зелёно-голубыми камнями, гладкими, округлыми стекляшками, мёртвыми крабами, гнилыми водорослями, которые издавали едкий йодистый запах. (5)Я знал, что большая волна выносит на берег ценные камешки, и терпеливо, шаг за шагом, обследовал песчаную отмель и свежий намыв гальки. (6)Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка. (7)Я вынул из-за пазухи папиросную коробку и присоединил слёзку к своей коллекции. – (8)Ну-ка, покажи. (9)Я поднял глаза. (10)Надо мной стояла девчонка, худая, с тонкими руками и ногами. (11)Длинные мокрые волосы облепили лицо, вода сверкала на её бледном, почти не тронутом загаром теле. (12)Девчонка убрала за уши мокрые волосы, открыв тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, вздёрнутый нос и большой, до ушей рот, и стала рассматривать камешки. (13)На тонком слое ваты лежали: маленький овальный прозрачно-розовый сердолик и другой сердолик – покрупнее, но не обработанный морем и потому бесформенный, глухой к свету несколько прозрачных камней в фарфоровой узорчатой рубашке две занятных окаменелости: одна в форме морской звезды, другая – с отпечатком крабика небольшой «куриный бог» – каменное колечко. (14) И гордость моей коллекции – дымчатый топаз, клочок тумана, растворённый в тёмном стекле. – (15)За сегодня собрал? – (16)Да ты что. (17)За всё время. – (18)Не богато. – (19)Попробуй сама. – (20)Очень надо! (21)Марки небось тоже собираешь? – (22)Ну собираю! – ответил я с вызовом. – (23)Ещё у меня коллекция бабочек была… – (24)Я думал, ей это понравится, и мне почему-то хотелось, чтобы ей понравилось. – (25)Фу, гадость! – она вздёрнула верхнюю губу, показав два белых острых клычка. – (26)Терпеть не могу, когда убивают. – (27)А знаешь, что я ещё собирал? – сказал я, подумав. – (28)Велосипеды разных марок! – (29)Ну да? – (30)Честное слово! (31)Я бегал по улицам и спрашивал всех велосипедистов: (32)«Дядя, у вас какая фирма?» (33)Он говорил: «Дукс», или, там, «Латвелла», или «Оппель». (34)Так я собирал все марки, вот только «Эндфильда модели Ройяль» у меня не было… – (35)Я говорил быстро, боясь, что девчонка прервёт меня какой-нибудь насмешкой, но она смотрела серьёзно, заинтересованно и даже перестала сеять песок из кулака. – (36)Я каждый день бегал на Лубянскую площадь, раз чуть под трамвай не угодил, а все-таки нашёл «Эндфильд Ройяль»! (37)Знаешь, у него марка лиловая с большим латинским «Р»… – (38)А ты ничего… – сказала девчонка и засмеялась своим большим ртом. – (39) Я тебе скажу по секрету, я тоже собираю… – (40)Что? – (41)Эхо… (42)У меня уже много собрано. (43)Есть эхо звонкое, как стекло, есть как медная труба, есть трёхголосое, а есть горохом сыплется, ещё есть… – (44)Ладно врать-то! – сердито перебил я. (45)Зелёные кошачьи глаза так и впились в меня. – (46)Хочешь, покажу? – (47)Ну, хочу… – (48)Только тебе, больше никому. (49)А тебя пустят? (50)Придётся в горы лезть, на Большое седло. – (51)Пустят! – (52)Так завтра с утра и пойдём. – (53)Девчонка тряхнула уже просохшими волосами. – (54)Давай купнёмся напоследок! (55)Она вскочила, вся облепленная песком, и побежала к морю, сверкая розовыми узкими пятками… (По Ю. М. Нагибину)* *Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель. Фрагмент взят из рассказа «Эхо», в котором говорится о дружбе подростков и их необычном увлечении. По мотивам рассказа снят фильм «Девочка и эхо». СОЧИНЕНИЕ У каждой части речи свои достоинства. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Особая роль, по мнению В.В.Виноградова, принадлежит имени прилагательному, неслучайно он утверждал: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Попробуем доказать это на примере текста Юрия Нагибина. С помощью имен прилагательных в тексте создаются неповторимые образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девчонки: худая, с тонкими руками и ногами (предложение №10), длинные мокрые волосы (предло-жение №11), тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, большой рот (предложение №12). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живой, легко представляемый портрет героини. Прилагательные в предложении №6 передают заинтересованность героя, его увлеченность коллекционированием камней, именно поэтому камни такие необычные, красивые (Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка) — и читатель ясно представляет себе этот камешек, похожий на слезку, он словно видит этот камень наяву и восхищается его красотой вместе с героем. Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам В.В.Виноградова о роли прилагательных в создании выразительности нашей речи. ЗАДАНИЕ К СОЧИНЕНИЮ Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. И. Горшкова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ТЕКСТ К СОЧИНЕНИЮ (1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. (5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку. (6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. (7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага. Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь. (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею? (13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный. (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё: — (15)Вон твоя комнатушка. — (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (17)Каким златом-серебром? — (18)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (19) Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его. — (23)Почему? — удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела. — (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал? (По А. Лиханову)* * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера. ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи. В тексте Альберта Лиханова особой выразительностью отличается речь тети Груни. Напевность, мелодичность придают ее манере говорить используемые просторечные слова и выражения: «И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили» (предложения № 18—19), «Аль не знал?» (предложение № 26). Некоторые фразы героини по лаконичности формы напоминают пословицы. Так, в предложении «Потому как добро без корысти» отсутствует глагол-сказуемое, смысл сосредоточен в двух словах «добро без корысти» (предложение № 25). Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова. Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». ОГЭ: задание 15.1Сочинение на лингвистическую темуДля задания 15.1 слово сочинение звучит чересчур громко. Потому что сочинение — это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название сочинение на лингвистическую тему С первым словом разобрались, переходим ко второму - лингвичтическая Это значит - о языке . Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят. « Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. Жизнь и сознание из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать. « Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ». Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало — переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут — просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2». « Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ». То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона. « Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ». То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» - писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться « Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ». А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо — это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо — это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните. Итак, вы подготовились и начинаете писать Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца». « (1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом - дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. - Сегодня ночью мы отдохнем, - объявил Гэндальф, - ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас (5) - А куда мы пойдем потом? - спросил Фродо. (6) - У Хранителей есть только две дороги, - ответил Гэндальф, - назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он. (10) - Вернуться - нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: - Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором - признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ». Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону. Так что же самое трудное в написании сочинений? 1. Подобрать нужные слова и не повторяться. 2. Написать красиво, а не коряво. Шаблоны сочинений ОГЭ-2015Исходный текст (1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петровской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки-бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. (11) Из уст в уста предавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей. (15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского дворца пионеров. (16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных…(19) В каждом доме было горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады… (21) А в мае 1942 году во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе. (23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24) Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству. (По Л. Овчинниковой) План написания сочинения. ОГЭ. 15.1 1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата). 2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания). 3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении… 4. Во-вторых, (кроме того), в предложении… 5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами). Сочинение ученика (см. исходный текст) Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы». Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной. Так, в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны. Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники. Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе». Как писать сочинение-рассуждение 15.1?Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2015): Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа&hellip . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Структура сочинения-рассуждения 15.1. ОГЭ по русскому языку:2. Аргумент 1 + пример + комментарий. 3. Аргумент 2 + пример + комментарий. 4. Заключение (по тезису). ТЕЗИС . который станет началом вашего сочинения формулируется очень просто. Следует только помнить, что любой тезис - это утверждение. Вдумчиво прочитайте задание и, опираясь на него, сформулируйте свой тезис. ПРИМЕР: Смысл финала текста я понимаю так: (далее идет ваше мнение в виде утверждения ) для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой. Далее следует обратиться к тексту: Приведем примеры из текста Б.Васильева, подтверждающие это. АРГУМЕНТ 1 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Начинайте аргументы с вводных слов: Во-первых, (далее идет аргумент, имеющий подтверждение в тексте ) в предложении № 17 письма называются бесценными. Данный эпитет употребляется вместе со словом листочками, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых листочков для пожилой женщины. АРГУМЕНТ 2 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Во-вторых, (ищем еще одну интересную языковую особенность и приводим ее в пример ) в предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой, где люди обычно хранят самое ценное ( Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души ). С помощью данной метафоры Васильев показывает ту значимость, которые имели письма для старушки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Должно обязательно перекликаться с тезисом. Используйте формулу для начала: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что (далее формулируем мысль, утверждаемую в тезисе) фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души. Как найти аргументы в тексте?Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности. то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент Вам может подсказать задание № 3, в котором требуется определить средство художественной выразительности, использованное в предложении. Также хорошими аргументами всегда являются: 1. Однородные члены предложения (помогают описать предмет/явление). 2. Диалоги героев (показывают отношение героев к изображаемому, описываемому) Источники:
| |
Просмотров: 3108 | |
Всего комментариев: 0 | |