Главная » Статьи » Образцы актов и анкет

Образец написания сочинения 15 1

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренировочная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку 15 декабря 2014 года.

Вариант 1.

«Сравнение – одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее передавать свои мысли и чувства,»  -утверждает русский лингвист С.И. Львова.

Действительно, сравнение помогает поэтам и писателям передавать точно образы, чувства героев.  Обратимся к предложенному для анализа фрагменту текста из научно-фантастического романа «Человек-амфибия» популярного советского писателя-фантаста А.Р. Беляева.

Молва окрестила Ихтиандра «морским дьяволом». Почему так случилось? Ловцы жемчуга увидели дельфина, на котором сидело странное существо. В предложении 4 автор пишет: «Чудовище обладало телом человека, а на лице виднелись преогромные, как старинные часы-луковицы, глаза, сверкавшие в лучах солнца подобно фонарям автомобиля». Александр Беляев, описывая чудовище, для его точного представления сравнивает глаза с часами-луковицами, что не могло вызвать чувства изумления у ныряльщиков. Поэтому, несмотря на спасение одного из ловцов жемчуга, спасенный ныряльщик называет спасителя «чудовищем». Ведь он собственными глазами видел, что морское существо имело странный вид: «лапы, как у лягушки сам блестит, как рыба чешуей» (пишет автор в предложениях 43,44). Такое сравнение помогает представить образ «морского дьявола».

Таким образом, одно из самых выразительных языковых средств языка – сравнение – помогает точно и выразительно описывать героев, их чувства.                                                                                                                (178 слов).

ОГЭ 2015 Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка) ЗАДАНИЕ 15.1 ( материал взят из блога Крюковой Марии Анатольевны, учителя русского языка, г.Омск, гимназия №62)

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

! Данная информация оглашению не подлежит.

Как сформулировано задание 15.1?

Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению.

Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.

Внимательно прочитайте задание.

Итак, озвучим основные требования к сочинению.

1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату

2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале

3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ

4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование

2. писать работу в научном или публицистическом стиле

1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст

2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.

Шаг 1 . Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2 . Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

•о богатстве, выразительности, точности русской речи

•о средствах выражения мыслей

•о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.

•о взаимосвязи лексики и грамматики

•о роли синтаксиса в человеческом общении

•о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Составляем план сочинения

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

4. Делаем вывод.

План 3

1. Цитируем высказывание.

2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.

3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.

4. Объясняем смысл высказывания.

! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3.

За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

Пишем сочинение по плану 2.

Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл

Не забудьте о логическом переходе к аргументам!

В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:

•утверждал

•рассуждал

•отмечал

•считал и т.д.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

или:

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:

•Присмотримся повнимательнее к словам в тексте. (называем фамилию автора текста)

•Обратимся к тексту русского писателя. (фамилия автора текста)

•Докажем эту мысль на примерах из текста.

•Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста.

Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

•примеров должно быть 2

•примеры должны быть из прочитанного текста

•приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Например:

Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 6. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом.

Итак.

Следовательно.

В итоге можно прийти к такому выводу.

В заключение можно сказать, что.

Обобщая сказанное.

Из этого следует, что. и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Примерный образец экзаменационного сочинения:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

ЗАДАНИЕ К СОЧИНЕНИЮ

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния Вик­то­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча Ви­но­гра­до­ва: «При­ла­га­тель­ное — это самая изоб­ра­зи­тель­ная часть речи. При­ла­га­тель­ные могут опи­сать цвет, запах, форму лю­бо­го пред­ме­та, рас­ска­зать о наших чув­ствах, ха­рак­те­ре, на­стро­е­нии» .

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми В. В. Ви­но­гра­до­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

ТЕКСТ К СОЧИНЕНИЮ

(1)Я искал ка­меш­ки на диком пляже. (2)На­ка­ну­не штор­ми­ло, волны, шипя, пе­ре­пол­за­ли пляж до белых стен при­мор­ско­го са­на­то­рия. (3)Сей­час море стих­ло, ушло в свои пре­де­лы, об­на­жив ши­ро­кую, с синим от­ли­вом, по­ло­су песка, отделённую от бе­ре­га ва­ли­ком галь­ки. (4)Этот песок, влаж­ный и такой твёрдый, что на нём не от­пе­ча­ты­вал­ся след, был усеян зелёно-го­лу­бы­ми кам­ня­ми, глад­ки­ми, округ­лы­ми стек­ляш­ка­ми, мёрт­вы­ми кра­ба­ми, гни­лы­ми во­до­рос­ля­ми, ко­то­рые из­да­ва­ли едкий йо­ди­стый запах. (5)Я знал, что боль­шая волна вы­но­сит на берег цен­ные ка­меш­ки, и тер­пе­ли­во, шаг за шагом, об­сле­до­вал пес­ча­ную от­мель и све­жий намыв галь­ки.

(6)Среди тёмных шер­ша­вых кам­ней вдруг что-то нежно блес­ну­ло: кро­шеч­ная чи­стая слёзка. (7)Я вынул из-за па­зу­хи па­пи­рос­ную ко­роб­ку и при­со­еди­нил слёзку к своей кол­лек­ции.

– (8)Ну-ка, по­ка­жи.

(9)Я под­нял глаза. (10)Надо мной сто­я­ла дев­чон­ка, худая, с тон­ки­ми ру­ка­ми и но­га­ми. (11)Длин­ные мок­рые во­ло­сы об­ле­пи­ли лицо, вода свер­ка­ла на её блед­ном, почти не тро­ну­том за­га­ром теле. (12)Дев­чон­ка убра­ла за уши мок­рые во­ло­сы, от­крыв то­нень­кое, в тёмных кра­пин­ках лицо, зелёные ко­ша­чьи глаза, вздёрну­тый нос и боль­шой, до ушей рот, и стала рас­смат­ри­вать ка­меш­ки.

(13)На тон­ком слое ваты ле­жа­ли: ма­лень­кий оваль­ный про­зрач­но-ро­зо­вый сер­до­лик и дру­гой сер­до­лик – по­круп­нее, но не об­ра­бо­тан­ный морем и по­то­му бес­фор­мен­ный, глу­хой к свету не­сколь­ко про­зрач­ных кам­ней в фар­фо­ро­вой узор­ча­той ру­баш­ке две за­нят­ных ока­ме­не­ло­сти: одна в форме мор­ской звез­ды, дру­гая – с от­пе­чат­ком кра­би­ка не­боль­шой «ку­ри­ный бог» – ка­мен­ное ко­леч­ко. (14) И гор­дость моей кол­лек­ции – дым­ча­тый топаз, кло­чок ту­ма­на, рас­творённый в тёмном стек­ле.

– (15)За се­год­ня со­брал?

– (16)Да ты что. (17)За всё время.

– (18)Не бо­га­то.

– (19)По­про­буй сама.

– (20)Очень надо! (21)Марки не­бось тоже со­би­ра­ешь?

– (22)Ну со­би­раю! – от­ве­тил я с вы­зо­вом. – (23)Ещё у меня кол­лек­ция ба­бо­чек была…

– (24)Я думал, ей это по­нра­вит­ся, и мне по­че­му-то хо­те­лось, чтобы ей по­нра­ви­лось.

– (25)Фу, га­дость! – она вздёрнула верх­нюю губу, по­ка­зав два белых ост­рых клыч­ка.

– (26)Тер­петь не могу, когда уби­ва­ют.

– (27)А зна­ешь, что я ещё со­би­рал? – ска­зал я, по­ду­мав. – (28)Ве­ло­си­пе­ды раз­ных марок!

– (29)Ну да?

– (30)Чест­ное слово! (31)Я бегал по ули­цам и спра­ши­вал всех ве­ло­си­пе­ди­стов: (32)«Дядя, у вас какая фирма?» (33)Он го­во­рил: «Дукс», или, там, «Лат­вел­ла», или «Оп­пель». (34)Так я со­би­рал все марки, вот толь­ко «Энд­филь­да мо­де­ли Рой­яль» у меня не было… – (35)Я го­во­рил быст­ро, боясь, что дев­чон­ка прервёт меня какой-ни­будь на­смеш­кой, но она смот­ре­ла серьёзно, за­ин­те­ре­со­ван­но и даже пе­ре­ста­ла сеять песок из ку­ла­ка. – (36)Я каж­дый день бегал на Лу­бян­скую пло­щадь, раз чуть под трам­вай не уго­дил, а все-таки нашёл «Энд­фильд Рой­яль»! (37)Зна­ешь, у него марка ли­ло­вая с боль­шим ла­тин­ским «Р»…

– (38)А ты ни­че­го… – ска­за­ла дев­чон­ка и за­сме­я­лась своим боль­шим ртом. – (39) Я тебе скажу по сек­ре­ту, я тоже со­би­раю…

– (40)Что?

– (41)Эхо… (42)У меня уже много со­бра­но. (43)Есть эхо звон­кое, как стек­ло, есть как мед­ная труба, есть трёхго­ло­сое, а есть го­ро­хом сып­лет­ся, ещё есть…

– (44)Ладно врать-то! – сер­ди­то пе­ре­бил я. (45)Зелёные ко­ша­чьи глаза так и впи­лись в меня.

– (46)Хо­чешь, по­ка­жу?

– (47)Ну, хочу…

– (48)Толь­ко тебе, боль­ше ни­ко­му. (49)А тебя пу­стят? (50)Придётся в горы лезть, на Боль­шое седло.

– (51)Пу­стят!

– (52)Так зав­тра с утра и пойдём. – (53)Дев­чон­ка трях­ну­ла уже про­сох­ши­ми во­ло­са­ми. – (54)Давай купнёмся на­по­сле­док!

(55)Она вско­чи­ла, вся об­леп­лен­ная пес­ком, и по­бе­жа­ла к морю, свер­кая ро­зо­вы­ми уз­ки­ми пят­ка­ми…

(По Ю. М. На­ги­би­ну)*

*Юрий Мар­ко­вич На­ги­бин (1920–1994) – рус­ский со­вет­ский пи­са­тель. Фраг­мент взят из рас­ска­за «Эхо», в ко­то­ром го­во­рит­ся о друж­бе под­рост­ков и их не­обыч­ном увле­че­нии. По мо­ти­вам рас­ска­за снят фильм «Де­воч­ка и эхо».

СОЧИНЕНИЕ

У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства. Каж­дая из них может быть сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи. Осо­бая роль, по мне­нию В.В.Ви­но­гра­до­ва, при­над­ле­жит имени при­ла­га­тель­но­му, не­слу­чай­но он утвер­ждал: «При­ла­га­тель­ное — это самая изоб­ра­зи­тель­ная часть речи. При­ла­га­тель­ные могут опи­сать цвет, запах, форму лю­бо­го пред­ме­та, рас­ска­зать о наших чув­ствах, ха­рак­те­ре, на­стро­е­нии». По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре тек­ста Юрия На­ги­би­на.

С по­мо­щью имен при­ла­га­тель­ных в тек­сте со­зда­ют­ся не­по­вто­ри­мые об­ра­зы, кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Так, имена при­ла­га­тель­ные ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром в опи­са­нии дев­чон­ки: худая, с тон­ки­ми ру­ка­ми и но­га­ми (пред­ло­же­ние №10), длин­ные мок­рые во­ло­сы (пред­ло-жение №11), то­нень­кое, в тёмных кра­пин­ках лицо, зелёные ко­ша­чьи глаза, боль­шой рот (пред­ло­же­ние №12). Ис­поль­зо­ва­ние при­ла­га­тель­ных по­мо­га­ет ав­то­ру на­ри­со­вать живой, легко пред­став­ля­е­мый порт­рет ге­ро­и­ни.

При­ла­га­тель­ные в пред­ло­же­нии №6 пе­ре­да­ют за­ин­те­ре­со­ван­ность героя, его увле­чен­ность кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем кам­ней, имен­но по­это­му камни такие не­обыч­ные, кра­си­вые (Среди тёмных шер­ша­вых кам­ней вдруг что-то нежно блес­ну­ло: кро­шеч­ная чи­стая слёзка) — и чи­та­тель ясно пред­став­ля­ет себе этот ка­ме­шек, по­хо­жий на слез­ку, он слов­но видит этот ка­мень наяву и вос­хи­ща­ет­ся его кра­со­той вме­сте с ге­ро­ем.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы без труда нашли под­твер­жде­ния сло­вам В.В.Ви­но­гра­до­ва о роли при­ла­га­тель­ных в со­зда­нии вы­ра­зи­тель­но­сти нашей речи.

ЗАДАНИЕ К СОЧИНЕНИЮ

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Алек­сандра Ива­но­ви­ча Горш­ко­ва: «Вы­ра­зи­тель­ность — это свой­ство ска­зан­но­го или на­пи­сан­но­го своей смыс­ло­вой фор­мой при­вле­кать осо­бое вни­ма­ние чи­та­те­ля, про­из­во­дить на него силь­ное впе­чат­ле­ние». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми А. И. Горш­ко­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком

ТЕКСТ К СОЧИНЕНИЮ

(1)Она воз­ник­ла перед взгля­дом Алек­сея как-то ве­че­ром, в час бе­ше­но­го при­сту­па его боли, и мимо не про­шла, за­дер­жа­лась. (2)Это уж потом узнал Пря­хин, что ра­бо­та­ет тётя Груня не са­ни­тар­кой, не мед­сест­рой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены об­хо­дит гос­пи­таль­ные па­ла­ты, чтобы кому во­дич­ки по­дать, кому по­до­ткнуть хо­лод­ное су­кон­ное оде­яль­це, хотя никто её об этом не про­сил. (3)Толь­ко разве надо про­сить, когда война, когда люди нуж­да­ют­ся в со­стра­да­нии боль­ше, чем в хлебе? (4)И не­гра­мот­ная ста­ру­ха бро­ди­ла ве­че­ра­ми между коек, взби­вая по­душ­ки, кладя ком­прес­сы на жаром пы­шу­щие лбы и при­го­ва­ри­вая, при­го­ва­ри­вая какие-то сло­веч­ки, то ли уба­ю­ки­вая ими, то ли сказ­ку какую вол­шеб­ную рас­ска­зы­вая.

(5)Вот так же вошла она в Алек­се­ев взгляд, в его рас­ши­рен­ные болью зрач­ки, при­ло­жи­ла ла­до­шку к щеке, как-то удоб­но об­ло­ко­ти­лась, по­сто­я­ла ми­ну­точ­ку, вздох­ну­ла и на­кло­ни­лась к Пря­хи­ну, не­ожи­дан­но силь­но, но ак­ку­рат­но при­под­ня­ла одной рукой его го­ло­ву, а дру­гой взби­ла по­душ­ку.

(6)Когда за­кан­чи­ва­лось её де­жур­ство, уса­жи­ва­лась те­перь тётя Груня на та­бу­рет возле Алек­сея, сма­чи­ва­ла угол­ком по­ло­тен­ца ссох­ши­е­ся, запёкши­е­ся его губы, и об­ти­ра­ла лицо, и под­но­си­ла во­дич­ки, и всё время гла­ди­ла она его хо­лод­ную, не­жи­вую руку и при­го­ва­ри­ва­ла, при­го­ва­ри­ва­ла, не жалея слов, мяг­ких, как хо­ро­шая по­вяз­ка.

(7)И гла­ди­ла она и гла­ди­ла Алек­сея по хо­лод­ной руке и, ви­ди­мо, до­би­лась-таки сво­е­го. (8)Рука по­ро­зо­ве­ла, стала тёплой, и од­на­ж­ды Пря­хин по­смот­рел на тётю Груню осо­знан­но и за­пла­кал. (9)И она за­пла­ка­ла тоже. (10)Толь­ко её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что сво­е­го до­би­лась, что те­перь вы­жи­вет этот сол­дат, по­то­му что боль свою по­бе­дил, и ещё за­пла­ка­ла она от­то­го, что муж её и сын с фрон­та давно ве­сточ­ки не шлют и, может, вот так же, как этот бе­до­ла­га. Алек­сей Пря­хин, в гос­пи­та­ле где-ни­будь ма­ют­ся, вот так же стра­дая и му­ча­ясь. (12)Как же могла она, мать и жена, не хо­дить в па­ла­ты после де­жур­ства, как могла не при­го­ва­ри­вать своих лас­ко­вых слов, как могла не по­мочь Алек­сею?

(13)После вы­пис­ки тётя Груня при­ве­ла Алек­сея в свой домик, чи­стень­кий и уют­ный.

(14)В углу за за­на­вес­кой вроде от­дель­ной ком­нат­ки, и тётя Груня кив­ну­ла на неё:

— (15)Вон твоя ком­на­туш­ка.

— (16)Тётя Груня, как с тобой рас­счи­ты­вать­ся-то стану? — улыб­нул­ся Пря­хин. — (17)Каким зла­том-се­реб­ром?

— (18)И-и, милай, — от­ве­ти­ла тётя Груня сер­ди­то. — (19) Кабы люди за всё друг с друж­кой рас­счи­ты­вать­ся при­ня­лись, весь бы мир в ма­га­зин пре­вра­ти­ли. (20)Храни нас Бог от этого ма­га­зи­на! (21)Тогда уж добро из­ни­что­жит­ся! (22)Не ста­нет его.

— (23)По­че­му? — уди­вил­ся Алек­сей.

(24)Тётя Груня стро­го на него по­гля­де­ла.

— (25)По­то­му как добро без ко­ры­сти. (26)Аль не знал?

(По А. Ли­ха­но­ву)*

* Ли­ха­нов Аль­берт Ана­то­лье­вич (род. в 1935 г.) — пи­са­тель, жур­на­лист. Осо­бое вни­ма­ние в своих про­из­ве­де­ни­ях пи­са­тель уде­ля­ет роли семьи и школы в вос­пи­та­нии ребёнка, в фор­ми­ро­ва­нии его ха­рак­те­ра.

ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи.

В тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва осо­бой вы­ра­зи­тель­но­стью от­ли­ча­ет­ся речь тети Груни. На­пев­ность, ме­ло­дич­ность при­да­ют ее ма­не­ре го­во­рить ис­поль­зу­е­мые про­сто­реч­ные слова и вы­ра­же­ния: «И-и, милай, — от­ве­ти­ла тётя Груня сер­ди­то. — Кабы люди за всё друг с друж­кой рас­счи­ты­вать­ся при­ня­лись, весь бы мир в ма­га­зин пре­вра­ти­ли» (пред­ло­же­ния № 18—19), «Аль не знал?» (пред­ло­же­ние № 26). Не­ко­то­рые фразы ге­ро­и­ни по ла­ко­нич­но­сти формы на­по­ми­на­ют по­сло­ви­цы. Так, в пред­ло­же­нии «По­то­му как добро без ко­ры­сти» от­сут­ству­ет гла­гол-ска­зу­е­мое, смысл со­сре­до­то­чен в двух сло­вах «добро без ко­ры­сти» (пред­ло­же­ние № 25).

Не­слу­чай­но речь тети Груни та­ко­ва. Бли­зость к на­ро­ду, его нрав-ствен­ным ос­но­вам все­гда счи­та­лась в рус­ской ли­те­ра­ту­ре при­ви­ле­ги­ей по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев, ка­ко­вой и яв­ля­ет­ся ге­ро­и­ня Ли­ха­но­ва.

Таким об­ра­зом, на при­ме­ре при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние из­вест­но­го линг­ви­ста Алек­сандра Ива­но­ви­ча Горш­ко­ва: «Вы­ра­зи­тель­ность — это свой­ство ска­зан­но­го или на­пи­сан­но­го своей смыс­ло­вой фор­мой при­вле­кать осо­бое вни­ма­ние чи­та­те­ля, про­из­во­дить на него силь­ное впе­чат­ле­ние».

ОГЭ: задание 15.1

Сочинение на лингвистическую тему

Для задания 15.1 слово сочинение звучит чересчур громко. Потому что сочинение — это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название сочинение на лингвистическую тему С первым словом разобрались, переходим ко второму - лингвичтическая  Это значит - о языке .

Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят.  « Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. Жизнь и сознание из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать.  « Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ».

Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало — переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут — просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

« Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ».

То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

« Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ».

То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» - писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться

« Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ».

А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо — это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо — это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли

Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните.

Итак, вы подготовились и начинаете писать

Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».

« (1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом - дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. - Сегодня ночью мы отдохнем, - объявил Гэндальф, - ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас (5) - А куда мы пойдем потом? - спросил Фродо. (6) - У Хранителей есть только две дороги, - ответил Гэндальф, - назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он. (10) - Вернуться - нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: - Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором - признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ».

Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону. Так что же самое трудное в написании сочинений?

1. Подобрать нужные слова и не повторяться.

2. Написать красиво, а не коряво.

Шаблоны сочинений ОГЭ-2015

Исходный текст

(1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петровской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки-бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(11) Из уст в уста предавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского дворца пионеров.

(16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных…(19) В каждом доме было горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады…

(21) А в мае 1942 году во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24) Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству.

(По Л. Овчинниковой)

План написания сочинения. ОГЭ.

15.1

1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).

2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).

3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…

4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…

5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

Сочинение ученика (см. исходный текст)

Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы».

Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной.

Так, в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны.

Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники.

Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».

Как писать сочинение-рассуждение 15.1?

Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2015):

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа&hellip .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Структура сочинения-рассуждения 15.1. ОГЭ по русскому языку:

2. Аргумент 1 + пример + комментарий.

3. Аргумент 2 + пример + комментарий.

4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС . который станет началом вашего сочинения формулируется очень просто. Следует только помнить, что любой тезис - это утверждение. Вдумчиво прочитайте задание и, опираясь на него, сформулируйте свой тезис.

ПРИМЕР: Смысл финала текста я понимаю так: (далее идет ваше мнение в виде утверждения ) для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой. Далее следует обратиться к тексту: Приведем примеры из текста Б.Васильева, подтверждающие это.

АРГУМЕНТ 1 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Начинайте аргументы с вводных слов: Во-первых, (далее идет аргумент, имеющий подтверждение в тексте ) в предложении № 17 письма называются бесценными. Данный эпитет употребляется вместе со словом листочками, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых листочков для пожилой женщины.

АРГУМЕНТ 2 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Во-вторых, (ищем еще одну интересную языковую особенность и приводим ее в пример ) в предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой, где люди обычно хранят самое ценное ( Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души ). С помощью данной метафоры Васильев показывает ту значимость, которые имели письма для старушки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Должно обязательно перекликаться с тезисом. Используйте формулу для начала: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что (далее формулируем мысль, утверждаемую в тезисе) фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности. то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент Вам может подсказать задание № 3, в котором требуется определить средство художественной выразительности, использованное в предложении. Также хорошими аргументами всегда являются:

1. Однородные члены предложения (помогают описать предмет/явление).

2. Диалоги героев (показывают отношение героев к изображаемому, описываемому)

Источники: nsportal.ru, xn--115-5cd3cgu2f.xn--p1ai, alfring.ru, doc4web.ru, dragunkin.ucoz.ru

Категория: Образцы актов и анкет | Добавил: Vladrom (29.11.2015)
Просмотров: 3108 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar